Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.01.2007, 18.01.2007 по делу N А60-33523/06-С8 Правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные налоговым законодательством, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 января 2007 г. Дело N А60-33523/06-С8изготовлен полный текстрезолютивная часть объявлена“18 января 2007 г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Сушковой при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Агромашзапчасть“ к Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Свердловской области о признании незаконными действий,

при участии в заседании: от заявителя - Л.В. Лешуковой, представителя, по доверенности от 15.01.2007, от заинтересованного лица - Т.М. Степановой, начальника отдела, по доверенности от 10.01.2006.

Объявлен состав суда, отводов суду не заявлено, разъяснены процессуальные права и обязанности.

Заявитель уточнил заявленные требования в части
суммы страховых взносов и просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Свердловской области, выразившиеся в отказе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также обязать налоговый орган возвратить из бюджета излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2004 год в сумме 13143 руб. 24 коп. по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии и по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 3614 руб.

Налоговый орган требования заявителя не признал, в отзыве на заявление от 20.12.2006 сославшись на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не относятся к налоговым платежам и к ним не могут быть применены положения ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации в части возврата излишне уплаченных или взысканных взносов. Также налоговый орган указал, что им осуществляется в силу ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ лишь контроль за уплатой взносов, их взыскание осуществляют органы Пенсионного фонда.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд

УСТАНОВИЛ:

заявитель в качестве страхователя состоит на учете в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камышлове и Камышловском районе Свердловской области.

30 марта 2005 года заявитель ошибочно перечислил по платежным поручениям N 10 и N 11 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 15649 руб. на счет получателя - Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Свердловской области. Уплата взносов за 2004 год была осуществлена ранее, в установленные законом сроки.

Поскольку страховые взносы были перечислены в Межрайонную инспекцию ФНС России N
5 по Свердловской области ошибочно, заявитель обратился в данный налоговый орган с заявлениями от 25.09.2006 о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 13143 руб. на страховую часть и 3878 руб. 22 коп. на накопительную часть на расчетный счет.

Налоговый орган письмом от 07.10.2006 отказал заявителю в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сославшись на то, что возврату по ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат налоги, тогда как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование к таковым не относятся.

Полагая, что указанные действия налогового органа являются незаконными, заявитель обратился в суд с вышеназванным заявлением.

Исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В п. 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку указанный Закон не устанавливает для органов Пенсионного фонда
порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, данные правоотношения регулируются ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу п. 7, 8, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в 2006 году) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 13 статьи 78 Налогового кодекса РФ, а не пункт 12.

В п. 12 ст. 78 Кодекса указано, что предусмотренные данной статьей правила о возврате или зачете излишне уплаченной суммы налога применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Кроме того, в соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба.

Статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ предусмотрено, что классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип казначейского исполнения бюджетов. При этом в соответствии с
Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н страховые взносы на обязательное пенсионное страхование учитываются на соответствующих счетах бюджетной классификации, администратором которых являются налоговые органы.

Пунктом 4 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 16.12.2004, предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Из материалов дела усматривается, что заявителем излишне уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2004 год в размере 16757 руб. 24 коп. на счет получателя бюджетных средств - Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Свердловской области. Фактически переплата образовалась 30.03.2005, что подтверждается платежными поручениями от 30.03.2005 N 10 и N 11.

Данное обстоятельство подтверждается выпиской из лицевого счета заявителя, который ведется Межрайонной инспекцией ФНС России N 5 по Свердловской области, письмом ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камышлове и Камышловском районе Свердловской области от 28.12.2006 и налоговым органом
не оспаривается.

Срок подачи заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов, установленный п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, заявителем соблюден. Заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов направлено в налоговый орган 25.09.2006.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявитель правомерно обратился в Межрайонную инспекцию ФНС России N 5 по Свердловской области с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 16757 руб. 24 коп. и налоговый орган как администратор поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в силу ст. 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, а также названных выше Приказов Минфина России обязан произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявленные ООО “Агромашзапчасть“ требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Свердловской области, выразившиеся в отказе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N 5 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата из бюджета излишне уплаченных страховых взносов в общей сумме 16757 руб. 24 коп., в том числе: направленных на выплату страховой части трудовой пенсии - 13143 руб. 24 коп., направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии - 3614 руб.

Взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью “Агромашзапчасть“ за счет бюджетных средств Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Свердловской области госпошлину в общей сумме 2671 руб., уплаченную по
платежным поручениям N 10 от 27.10.2006, N 11 от 15.11.2006, N 12 от 25.12.2006.

Исполнение судебного акта в части взыскания госпошлины произвести в порядке, предусмотренном ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его изготовления в полном объеме, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

СУШКОВА С.А.