Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.12.2007 N Ф03-А73/07-2/5346 по делу N А73-3762/2007-19 Поскольку рыболовецкая артель включена в перечень градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, применение артелью данной пониженной ставки является правильным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2007 г. N Ф03-А73/07-2/5346

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю

на решение от 27.08.2007

по делу N А73-3762/2007-19

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Рыболовецкой артели “Память Ленина“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю

об оспаривании решения

Рыболовецкая артель “Память Ленина“ (далее - рыболовецкая артель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании частично
недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) решения N 5 от 19.02.2007.

Решением суда от 27.08.2007 заявленные требования удовлетворены, обжалуемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления сбора за пользование водно-биологическими ресурсами за 2005 - 2006 года в сумме 682 950 руб., 72 626 руб. пени, НДС за 2003 - 2004 года в сумме 380 807 руб., 155 411 руб. пени, 62 163 руб. штрафа, НДФЛ в сумме 285 284 руб., 138 161 руб. пени, 57 056 руб. штрафа.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с решением суда в части удовлетворенных требований, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. Заявитель жалобы считает неправильным вывод суда о неправомерности доначисления рыболовецкой артели НДС, пени и штрафа, поскольку артель во время проведения проверки не представила приказ об учетной политике, а представила его только в суд. Кроме того, артель неправомерно применила понижение ставки сбора, пользуясь льготой, предусмотренной пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ.

В судебном заседании представители налогового органа доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме.

Представители рыболовецкой артели в судебном заседании против доводов жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.

Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам
проведена выездная налоговая проверка в отношении Рыболовецкой артели “Память Ленина“ по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов, в том числе НДС за период с 01.01.2003 по 30.09.2006, НДФЛ за период с 01.01.2003 по 30.09.2006, за пользование объектами водных биологических ресурсов за период с 01.01.2004 по 30.09.2006. По результатам проверки составлен акт N 2.11-10/58ДСП от 31.01.2007 и принято решение N 5 от 19.02.2007 о привлечении рыболовецкой артели к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС, в виде штрафа в размере 62 163 руб., статьей 123 НК РФ в виде штрафа в размере 57 056 руб. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить доначисленные налоги, в том числе НДС в сумме 389 945 руб., НДФЛ в сумме 285284 руб., сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 682 950 руб., пени по НДС в сумме 155 411 руб., НДФЛ в сумме 138 160 руб., пени за несвоевременную уплату сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 77 406 руб.

Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления НДС, НДФЛ, сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, пени и штрафа, рыболовецкая артель обратилась с заявлением в арбитражный суд о признании его недействительным.

Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения является:

1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по
мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Согласно пункту 12 статьи 167 Налогового кодекса РФ учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Как установлено судом, согласно распоряжению N 178 от 25.12.2002 об учетной политике на 2003 год, распоряжению N 234 от 20.12.2003 на 2004 год (пункт 2.4.1) рыболовецкой артелью принята учетная политика, в которой моментом определения налоговой базы для целей учета НДС установлено поступление денежных средств - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

При таких обстоятельствах установление налоговой инспекцией момента определения налоговой базы по моменту отгрузки товаров, правомерно признано судом необоснованным, в связи с чем у инспекции по налогам и сборам отсутствовали правовые основания для доначисления НДС, пени и штрафа.

Также, арбитражным судом правомерно признано оспариваемое решение налогового органа недействительным в части доначисления сбора за пользование водно-биологическими ресурсами за 2005 - 2006 года в сумме 682 950 руб., 72 626 руб. пени. При этом суд исходил из того, что рыболовецкая артель имеет право применять пониженную ставку сбора, предусмотренную пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ.

В силу пункта 2 статьи 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в
территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 333.2 НК РФ объектами обложения названным сбором признаются объекты водных биологических ресурсов по перечню, установленному пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 333.3 НК РФ установлены, ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих, а пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ предусмотрено, что ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 названной статьи. При этом пониженная ставка сбора применяется в отношении объема промышленных квот, не превышающего годового объема промышленных квот, выделенного этим организациям на бесплатной основе в 2001 году.

В пункте 7 статьи 333.3 НК РФ разъяснено, что в целях применения главы 25.1 “Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов“ Налогового кодекса РФ градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 года не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у
них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 N 452 рыболовецкая артель включена в перечень градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Включение организации в перечень, утвержденный названным постановлением Правительства РФ, является основанием для применения пониженной ставки.

При таких обстоятельствах артель правомерно использовала пониженную ставку сбора ВБР и вывод суда о необоснованном доначислении суммы сбора и пени является правильным.

Довод заявителя жалобы о том, что приказ об учетной политике представлен в судебное заседание, а не во время проведения налоговой проверки, и поэтому он не может влиять на законность оспариваемого решения инспекции, является ошибочным, поскольку, согласно пункту 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии и рассмотрении его наряду с другими доказательствами, напротив, в силу приведенной выше нормы, суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих требований, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу.

Учитывая изложенное основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 27.08.2007 по делу N А73-3762/2007-19 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без
изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.