Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.12.2007 N Ф03-А59/07-2/5457 по делу N А59-2685/07-С11 Правовые основания для квалификации действий юридического лица по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют, поскольку справка о подтверждающих документах не отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2007 г. N Ф03-А59/07-2/5457

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 28 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 5 декабря 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Эй и Эй Интернэшнл (Сахалин) ЗАО“

на решение от 15.08.2007

по делу N А59-2685/07-С11

Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению закрытого акционерного общества “Эй и Эй Интернэшнл (Сахалин) ЗАО“

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении

Закрытое акционерное общество “Эй и Эй Интернэшнл (Сахалин) ЗАО“ (далее - общество) обратилось Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к
Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.06.2007 N 64-07/114 по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 15.08.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что материалами дела подтверждается факт совершения обществом вменяемого правонарушения.

Не согласившись с принятым по делу решением, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества. По мнению заявителя жалобы, справки о подтверждающих документах, счета и справки о поступлении валюты Российской Федерации не являются формами учета и отчетности по валютным операциям, и административная ответственность за нарушение срока их представления в уполномоченный банк не установлена, следовательно, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Кроме этого, заявитель жалобы в порядке статей 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса РФ просит решить вопрос о повороте исполнения обжалуемого судебного акта.

Административный орган в отзыве на кассационную жалобу доводы общества отклоняет, считая состоявшийся по делу судебный акт законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.

Ходатайством от 26.11.2007 административный орган просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает
состоявшийся по делу судебный акт подлежащим отмене.

Как следует из установленных судом обстоятельств дела, общество 23.08.2006 заключило договор на оказание медицинских услуг N MPL 003/020806 с компанией-нерезидентом “KCA Deutag (Cyprus) Limited“ (Кипр). В ООО Банк “Итуруп“ оформлен паспорт сделки N 06090011/2390/0000/3/0. В рамках указанного договора осуществлялись валютные операции.

В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В ходе проведенной административным органом плановой проверки деятельности общества по вопросу соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации было установлено нарушение требований статьи 24 названного выше Закона и пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение N 258-П).

По результатам проверки административным органом в отношении общества составлен протокол от 15.06.2007 и вынесено постановление от 26.06.2007 по делу об административном правонарушении N 64-07/114, которым последнее привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб. Нарушение, как следует из протокола и оспариваемого постановления, выразилось в несоблюдении установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Проверяя по заявлению общества законность
указанного постановления, суд не усмотрел оснований для его отмены и признал правильной квалификацию административным органом действий резидента по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Однако судом не учтено следующее.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты “учет и отчетность по валютным операциям“ и “документы и информация, связанные с проведением валютных операций“.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Указанный порядок установлен Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ (далее - Инструкция N 117-И) и Положением N 258-П.

К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.

К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.

В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также
нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.

Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.

Таким образом, суд неправильно применил нормы материального права, поэтому принятое по делу решение первой инстанции подлежит отмене, а заявление общества о признании незаконным и отмене постановления от 26.06.2007 N 64-07/114 - удовлетворению.

Оснований для поворота исполнения судебного акта в порядке статей 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса РФ у суда кассационной инстанции не имеется, так как уплата административного штрафа произведена на основании постановления административного органа, а не судебного акта.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 15.08.2007 по делу N А59-2685/07-С11 Арбитражного суда Сахалинской области отменить.

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области от 26.06.2007 N 64-07/114 в отношении ЗАО “Эй и Эй Интернэшнл (Сахалин) ЗАО“ признать незаконным и отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.