Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.12.2007 N Ф03-А59/07-1/4093 по делу N А59-899/07-С11 Требование о признании недействительным решения антимонопольного органа подлежит удовлетворению, если действия энергоснабжающей организации по распломбированию приборов учета на энергоустановках абонента и выставление счетов на оплату электроэнергии по установленной мощности осуществлялись в рамках договора энергоснабжения, заключенного с абонентом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 2007 г. N Ф03-А59/07-1/4093

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2007. Полный текст постановления изготовлен 04.12.2007.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества “Российские железные дороги“, Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

на решение от 13.06.2007

по делу N А59-899/07-С11

Арбитражного суда Сахалинской области

по жалобе открытого акционерного общества “Сахалинэнерго“

о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 06.03.2007

Открытое акционерное общество “Сахалинэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - антимонопольный орган) от 06.03.2007 и принятого на
его основании предписания от 06.03.2007 N 08-62/07, которыми действия ОАО “Сахалинэнерго“ по распломбированию приборов учета электроэнергии на объектах ОАО “Российские железные дороги“ и выставлению последнему счетов-фактур на оплату электроэнергии по установленной мощности токоприемников признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“ и ему предписано прекратить указанное нарушение, прекратить выставлять счета на оплату электроэнергии по установленной мощности токоприемников и принять распломбированные приборы учета электроэнергии в эксплуатацию.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОАО “Российские железные дороги“, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Сахалинской области, Инспекция Сахалинской области Дальневосточного межрегионального территориального управления Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии.

Решением арбитражного суда от 13.06.2007 заявление удовлетворено: решение и предписание Управления ФАС по Сахалинской области от 06.03.2007 признаны недействительными.

Решение мотивировано тем, что спорные правоотношения, возникшие в связи с исполнением условий договора энергоснабжения, заключенного между ОАО “Сахалинэнерго“ и ОАО “Российские железные дороги“, имеют гражданско-правовой характер и подлежат разрешению в судебном порядке. Антимонопольный орган, принимая оспариваемые решение и предписание, вышел за пределы своих полномочий, поэтому его акты от 06.03.2007 не соответствуют действующему законодательству.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

На решение от 13.06.2007 поданы кассационные жалобы Управления ФАС по Сахалинской области и ОАО “Российские железные дороги“, которые предлагают принятый по делу судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления ОАО “Сахалинэнерго“.

ОАО “Российские железные дороги“ в своей кассационной жалобе ссылается на неправильное применение арбитражным судом статей 10, 22 - 23 ФЗ “О защите конкуренции“, статьи 10 ГК РФ, статей 20 - 21 ФЗ “Об электроэнергетике“; на несоответствие материалам
дела вывода арбитражного суда о наличии у ОАО “Сахалинэнерго“ права на распломбирование приборов учета электроэнергии, а также на неисследованность судом последствий совершенных ОАО “Сахалинэнерго“ действий, которые выразились в том, что в декабре 2006 года ОАО “Сахалинэнерго“ прекратило отпуск электрической энергии на ряд объектов ОАО “Российские железные дороги“ и потребовало от последнего новые технические условия на установку приборов учета.

В обоснование жалобы Управления ФАС по Сахалинской области приведены доводы о неправильной оценке судом фактических обстоятельств дела и о неправильном применении положений ФЗ “О защите конкуренции“, которые определяют понятия монополистической деятельности, ограничения конкуренции, злоупотребления хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением, а также устанавливают полномочия антимонопольного органа по пресечению монополистической деятельности.

В отзыве на кассационную жалобу антимонопольного органа ОАО Сахалинэнерго“ выражает мнение о соответствии решения арбитражного суда нормам материального и процессуального права и предлагает оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители Управления ФАС по Сахалинской области и ОАО “Российские железные дороги“ поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.

Представитель ОАО “Сахалинэнерго“ возражал против удовлетворения кассационных жалоб и пояснил, что работники ОП “Энергосбыт“, проводившие проверки энергоустановок на объектах железной дороги, снимали с приборов учета пломбы, установленные самой же энергоснабжающей организацией. Снятие пломб производилось для того, чтобы ОАО “Российские железные дороги“ имело доступ к приборам учета и устранило имеющихся в них нарушения.

Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность решения от 13.06.2007, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для его отмены отсутствуют.

Как установлено арбитражным судом, 01.01.2006 между ОАО “Сахалинэнерго“ (энергоснабжающая организация) и ОАО “Российские железные дороги“ (абонент)
заключен договор энергоснабжения N 10 001, предметом которого является соответственно продажа и покупка электрической энергии.

Пунктами 1.2, 3.1.4, 3.1.5 договора на абонента возложена обязанность обеспечивать исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии и мощности; сохранность расчетных счетчиков электроэнергии, их пломб и соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям; содержать расчетные приборы учета в энергоустановках в соответствии с ПУЭ; вести учет потребления активной и реактивной энергии по показаниям расчетных приборов учета.

В свою очередь, пунктом 2.2.1 договора предусмотрено право энергоснабжающей организации осуществлять проверку системы средств учета электроэнергии согласно производственному плану ОАО “Сахалинэнерго“ и по заявкам абонента.

В пункте 7.1 договора его стороны согласовали, что в случае безучетного потребления энергии расчет за потребленную энергию производится путем произведения установленной мощности токоприемников и числа часов за весь период безучетного потребления энергии со дня последней замены расчетных приборов учета или проверки схемы их включения в пределах срока исковой давности по тарифам, действующим на момент образования задолженности.

По результатам проверок ряда энергоустановок Сахалинской железной дороги, проведенных в августе - сентябре 2006 года, энергоснабжающей организацией выявлены нарушения, повлекшие безучетное потребление электрической энергии абонентом. В связи с этим энергоснабжающая организация распломбировала приборы учета электроэнергии на таких энергоустановках и выставила абоненту счета-фактуры на оплату электроэнергии по установленной мощности токоприемников в соответствии с пунктом 7.1 договора от 01.01.2006.

Решением антимонопольного органа от 06.03.2007 действия ОАО “Сахалинэнерго“, занимающего в Сахалинской области доминирующее положение на рынке товара - электроэнергия, по распломбированию приборов учета и выставлению счетов-фактур на оплату электроэнергии по установленной мощности токоприемников признаны нарушающими требования части 1 статьи 10 ФЗ “О защите конкуренции“. На основании
указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 06.03.2006 N 08-62/07, согласно которому ОАО “Сахалинэнерго“ надлежало в срок до 21.03.2007 прекратить выставлять счета на оплату электроэнергии по установленной мощности токоприемников и принять распломбированные приборы учета в эксплуатацию.

Согласно части 1 статьи 3 ФЗ “О защите конкуренции“ данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10 статьи 4 ФЗ “О защите конкуренции“).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ “О защите конкуренции“ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Дав соответствующую статье 71 АПК РФ оценку условиям договора энергоснабжения от 01.01.2006 и действиям ОАО “Сахалинэнерго“ по проведению проверок энергоустановок ОАО “Российские железные дороги“, распломбированию приборов учета на энергоустановках, где выявлены нарушения, и выставлению счетов на оплату электроэнергии по установленной мощности токоприемников, арбитражный суд признал, что указанные действия произведены энергоснабжающей организацией в рамках заключенного с абонентом договора энергоснабжения от 01.01.2006 N 10 001 и не свидетельствуют о злоупотреблении ОАО “Сахалинэнерго“ своим доминирующим положением.

Исходя из этого арбитражный суд сделал правильный вывод о том, спорные правоотношения между ОАО “Сахалинэнерго“ и ОАО “Российские железные дороги“ возникли в связи с исполнением договора энергоснабжения, имеют гражданско-правовой характер и, следовательно, подлежат разрешению в судебном порядке. То есть ОАО
“Российские железные дороги“, считая, что ОАО “Сахалинэнерго“ вышеуказанными действиями ущемляет его интересы как абонента, не лишено возможности защитить свои права иными способами, исходя из условий договора.

С учетом изложенного арбитражный суд правомерно признал, что антимонопольный орган, принимая оспариваемые решение и предписание, вышел за пределы своих полномочий, в связи с чем указанные акты антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству и должны быть признаны недействительными.

Доводы заявителей кассационных жалоб по существу сводятся к несогласию с той оценкой, которую арбитражный суд дал доказательствам по делу и действиям ОАО “Сахалинэнерго“, положенным в основу оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа. Между тем в силу статьи 286 АПК переоценка доказательств и выводов арбитражного суда, сделанных на основе оценки доказательств, не входят в полномочия кассационной инстанции, поэтому вышеуказанные доводы кассационных жалоб отклоняются.

Изложенный в кассационной жалобе ОАО “Российские железные дороги“ довод о том, что арбитражный суд не исследовал обстоятельства, касающиеся прекращения отпуска электроэнергии и требований энергоснабжающей организации по предъявлению новых технических условий на установку приборов учета электроэнергии, является необоснованным. Как видно из дела, указанные обстоятельства не указаны в решении и предписании антимонопольного органа в качестве оснований признания ОАО “Сахалинэнерго“ нарушившим антимонопольное законодательство, не являлись предметом оспаривания по заявлению ОАО “Сахалинэнерго“, поэтому в силу части 2 статьи 65 АПК РФ не относятся к числу обстоятельств, подлежащих обязательному исследованию в целях правильного разрешения настоящего спора.

Неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения либо являются безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным судом не допущено.

В связи с изложенным решение арбитражного суда не
подлежит отмене, а кассационные жалобы - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 13.06.2007 по делу N А59-899/07-С11 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 рублей.

Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.