Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.11.2007 N Ф03-А73/07-2/4413 по делу N А73-1678/2007-23 Заявление о признании недействительным требования налогового органа об уплате налога и пени правомерно удовлетворено, так как в оспариваемом требовании в нарушение статьи 69 НК РФ отсутствуют сведения о сумме недоимки по налогам, на которую начислены пени, расчет пени, период их начисления, размер ставки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/4413

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска

на решение от 29.05.2007

по делу N А73-1678/2007-23

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению открытого акционерного общества “Комбинат кондитерский “Спутник“

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска

третье лицо Отдел судебных приставов по Индустриальному району г.Хабаровска

о признании недействительными ненормативных актов в части

Открытое акционерное общество “Комбинат кондитерский “Спутник“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточненных требований,
о признании недействительными решения, постановления от 26.01.2007 N 272301070001, требования об уплате налога от 13.11.2006 N 28310 Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска (далее - инспекция, налоговый орган) в части взыскания 9 379,75 руб. пеней.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Отдел судебных приставов по Индустриальному району г.Хабаровска.

Решением суда от 29.05.2007 заявление удовлетворено, требование об уплате налога в части взыскания пеней признано недействительным как несоответствующее положениям статьи 69 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с решением суда, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить. Считает вывод суда о несоответствии требования об уплате налога положениям налогового законодательства необоснованным, ссылаясь на Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 29.08.2002 N БГ-3-29/465 “О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности“, которым утверждена форма требования об уплате налога.

Общество в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в судебном заседании против доводов изложенных в ней возражают, просят судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Отдел судебных приставов по Индустриальному району г.Хабаровску извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как
установлено судом и подтверждается материалами дела, инспекцией в адрес общества направлено требование об уплате налога от 13.11.2006 N 28310, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить налог в сумме 997 229 руб. и пени - 14 210 698,03 руб.

В связи с неисполнением требования инспекцией вынесено решение и постановление от 26.01.2007 N 272301070001 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.

Не согласившись с ненормативными актами инспекции в части взыскания пени, общество оспорило их в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные требования пришел к обоснованному выводу о том, что решение и постановление инспекции вынесено на основании требования об уплате налога, не соответствующего положениям статьи 69 НК РФ.

Согласно части 1 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, пени, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Данная позиция изложена в пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, согласно
которому в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны содержаться сведения о размере недоимки, на которую начислены пени; дате, начиная с которой производится начисление пеней; процентная ставка пеней; указание на то, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.

Исследовав представленное в материалы дела требование налогового органа об уплате налогов и пеней, арбитражный суд установил, что оно не соответствуют вышеназванным положениям, поскольку не содержит сведений о сумме недоимки по налогам, на которую начислены пени, расчета пени, периода ее начисления, ставки и других сведений.

Кроме этого, арбитражным судом установлено и не опровергнуто налоговым органом, что расчет пеней вместе с требованием об уплате налога от 13.11.2006 N 28310 налогоплательщику не направлялся.

Поскольку основанием для принятия оспариваемых решения и постановления от 26.01.2007 N 272301070001 послужило требование налогового органа, признанное судом не соответствующим закону, то данные решение и постановление налогового органа, принятые на его основе, обоснованно признаны судом недействительными.

Довод налогового органа о соответствии требования Приказу МНС РФ от 29.08.2002 N БГ-3-29/465 не влияет на законность принятого по делу судебного акта, поскольку судом установлено фактическое несоответствие содержания требования об уплате налогов нормам налогового законодательства, а не его формы.

Учитывая изложенное, основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.05.2007 по делу N А73-1678/2007-23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.