Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.11.2007 N Ф03-А73/07-1/5213 по делу N А73-1307/2007-30 Дело по иску о взыскании расходов, понесенных от предоставления льгот по оплате тепловой энергии, передано на новое рассмотрение, поскольку суд не установил объем предоставленных льгот в денежном выражении.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-1/5213

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2007. Полный текст постановления изготовлен 21.11.2007.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Дальневосточная генерирующая компания“

на решение от 06.07.2007

по делу N А73-1307/2007-30

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску открытого акционерного общества “Дальневосточная генерирующая компания“

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Хабаровскому муниципальному району в лице Финансового управления администрации Хабаровского муниципального района

третье лицо: Комитет социальной защиты администрации Хабаровского района

о взыскании 654609,32 руб.

Открытое акционерное общество “Хабаровскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской
Федерации в лице Минфина РФ, Управлению Федерального казначейства РФ, Хабаровскому муниципальному району в лице Финансового управления администрации Хабаровского района, Хабаровскому краю в лице Минфина Хабаровского края о взыскании 654609 руб. 32 коп. расходов, понесенных истцом в результате предоставления в 2005 году льгот по оплате тепловой энергии гражданам в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов РФ“.

В порядке статьи 49 АПК РФ арбитражный суд произвел замену истца на ОАО “Дальневосточная генерирующая компания“.

В качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора к участию в деле привлечен Комитет социальной защиты администрации Хабаровского района.

Решением от 06.07.2007 в удовлетворении иска отказано по мотиву недоказанности заявленных требований.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе ОАО “Дальневосточная генерирующая компания“, в которой заявитель просит его отменить.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что вывод суда о недоказанности истцом расходов не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в жалобе, поддержал.

Другие лица, участвующие в деле, в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение.

Как следует из материалов дела, предметом иска по настоящему спору является требование о взыскании расходов, понесенных ОАО “Хабаровскэнерго“ (правопредшественник ОАО “Дальневосточная генерирующая компания“) в связи с реализацией в 2005 году ФЗ “О социальной защите инвалидов РФ“, установившего для определенной категории граждан льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (в редакции от 29.12.2004) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не
менее 50% по оплате коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда).

Согласно статье 28.2 названного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по представлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшение жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. При этом средства на реализацию полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

При рассмотрении спора, руководствуясь названным законом, с учетом статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005) и статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, арбитражный суд правомерно исходил из того, что финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным полномочиям Российской Федерации.

Вместе с тем, вывод суда о необоснованности исковых требований, со ссылкой на отсутствие доказательств наличия перед истцом задолженности по предоставленным льготам, является преждевременным, в связи со следующим.

Так, ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год“ предусмотрено выделение бюджетам субъектам РФ субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, установленных федеральными законами, в том числе и ФЗ “О социальной защите инвалидов“.

В 2005 году в бюджете Хабаровского края из федерального бюджета на реализацию федеральных законов переданы субвенции в размере 485226,5 тыс. руб. при фактической сумме расходов 514451 тыс. руб. Данные средства распределены по муниципальным образованиям в полном объеме, в том числе Хабаровскому муниципальному району - 18683,6 руб., при сумме расходов - 23567,3 руб.

В целях контроля за предоставлением льгот
по оплате тепловой энергии гражданам, имеющим на это право в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, а также - за возмещением понесенных в связи с этим расходов, между Комитетом соцзащиты населения Хабаровского муниципального района и ОАО “Хабаровскэнерго“ заключен договор N 53 от 11.01.2005, согласно которому стороны ежемесячно составляют акты сверки, подтверждающие объем оказанных услуг и подлежащую возмещению сумму.

Отклоняя требования истца, суд сослался на то, что сведения о лицах, получивших льготу в спорный период, не нашли подтверждения в Комитете социальной защиты населения администрации Хабаровского муниципального района, и что по акту сверки, составленному 07.09.2006 с Комитетом соцзащиты, задолженность Хабаровского муниципального района по возмещению льгот инвалидам составила 33986 руб. 32 коп., которая перечислена истцу платежным поручением от 07.09.2006 N 2954.

Между тем, согласно материалам дела, в обоснование своих исковых требований истец представил в арбитражный суд списки льготников, подтвержденные Комитетом социальной защиты населения Хабаровского муниципального района и МУП г.Хабаровска “Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей“, на который возложена обязанность следить за правильностью предоставления льгот.

Названным документам суд не дал надлежащей оценки и не установил объем предоставленных льгот в денежном выражении.

Довод суда, о том, что задолженность за предоставленные инвалидам льгот в 2005 году по оплате за теплоэнергию на 07.09.2006 года составила 33986 руб. 32 коп. неоснователен, поскольку в данном акте указана задолженность Комитета социальной защиты, но в нем не отражен объем предоставленных льгот истцом в целом по году и сумма, возмещенная ему из федерального бюджета.

Поскольку судебный акт принят судом по недостаточно исследованным обстоятельствам по делу, он подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

По
результату рассмотрения дела суду следует рассмотреть вопрос о взыскании расходов по госпошлине по кассационной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 06.07.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-1307/2007-30 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.