Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.11.2007 N Ф03-А24/07-2/5071 по делу N А24-1351/07-20 Действия налогового органа по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов правомерно признаны незаконными, поскольку у налогоплательщика по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование имеется переплата.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2007 г. N Ф03-А24/07-2/5071

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому

на решение от 25.06.2007

по делу N А24-1351/07-20

Арбитражного суда Камчатской области

по заявлению Управления экономического развития и защиты прав потребителей города Петропавловска-Камчатского - муниципальное учреждение

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому

о признании незаконными действий

Управление муниципального развития и защиты прав потребителей города Петропавловска-Камчатского - муниципальное учреждение (далее - Управление; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением, с учетом уточнения, о
признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция; налоговый орган), выразившихся в отказе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и взыскании с инспекции 83464,65 руб.

Решением суда от 25.06.2007 заявление Управления удовлетворено в полном объеме, действия инспекции, как несоответствующие Налоговому кодексу РФ и Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, признаны незаконными. Суд обязал налоговый орган произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 83464,65 руб.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что поскольку Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также порядок проведения зачета (возврата), то вопрос о зачете (возврате) должен разрешаться в судебном порядке.

Налоговый орган и Управление извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Управление, обнаружив переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обратилось в инспекцию с заявлениями от 14.11.2006 о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 33473,65 руб., из них: 32309,65 руб. (страховая часть трудовой пенсии) и
1164 руб. (накопительная часть), согласно акту сверки расчетов от 08.12.2006 N 3919, у заявителя по состоянию на 01.12.2006 имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в указанных выше суммах.

Налоговый орган письмом от 23.01.2007 N 10-56/3232 сообщил, что заявления Управления от 14.11.2006 в части возврата на расчетный счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование оставлены без исполнения, так как страховые взносы на отвечают понятию налога и не являются составной частью единого социального налога, а также в связи с тем, что не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения.

Не согласившись с отказом в возврате или зачете страховых взносов, Управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из доказанности факта излишней уплаты Управлением страховых взносов в сумме 83464,65 руб. и соблюдения заявителем порядка и срока для обращения с указанными выше заявлениями об их возврате. При этом суд пришел к правильному выводу о наличии у инспекции обязанности по возврату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренной законодательством, действующим в период возникновения спорных правоотношений.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.12.2004 N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налогового органа о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с перечнем администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О
бюджетной классификации Российской Федерации“ (с изменениями и дополнениями)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Налоговыми органами в силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (с изменениями и дополнениями) осуществляется контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Правовое положение Пенсионного фонда РФ, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством. Статья 13 названного выше Федерального закона предусматривает обязанность страховщика (территориальных органов Пенсионного фонда РФ) по возврату только тех страховых взносов, по которым невозможно установить, за каких застрахованных лиц они уплачены. Следовательно, в иных случаях у органов Пенсионного фонда РФ такое право отсутствует.

При названных обстоятельствах суд, установив из актов сверки расчетов от 15.06.2007 NN 3670, 3671, что у заявителя по состоянию на 09.06.2007 имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 83464,65 руб. (по накопительной части - 10457 руб., по страховой части - 73007,65 руб.), правомерно признал действия инспекции незаконными и обязал вернуть спорную сумму Управлению.

Исходя из доводов кассационной жалобы, она не подлежит удовлетворению, а решение суда, принятое с правильным применением норм материального и процессуального права, следует оставить без изменения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 25.06.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-1351/07-20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его
принятия.