Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.11.2007 N Ф03-А51/07-1/4381 по делу N А51-444/2007-32-16 Требование о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот, связанных с обеспечением почетных доноров России лекарственными средствами и услугами зубопротезирования, подлежит удовлетворению за счет средств казны РФ, если денежные средства на реализацию таких льгот в бюджет субъекта РФ не выделялись.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4381

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

на решение от 27.03.2007, постановление от 13.07.2007

по делу N А51-444/2007-32-16

Арбитражного суда Приморского края

по иску Муниципального предприятия “Жилищно-эксплуатационное управление“

к Администрации муниципального образования Кавалеровский район, Финансовому департаменту Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

о взыскании 22634 руб. 68 коп.

Муниципальное предприятие “Жилищно-эксплуатационное управление“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском
к Администрации муниципального образования Кавалеровский район, Финансовому департаменту Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1580894 руб. 37 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан, проживающих в Кавалеровском районе.

Определением суда от 09.01.2007 исковые требования разъединены, в связи с чем в рамках настоящего дела рассматриваются требования о взыскании 22634,68 руб. расходов, связанных с предоставлением в 2003, 2004 годах льгот гражданам в соответствии с Законом РФ “О донорстве крови и ее компонентов“.

До рассмотрения спора по существу истец в порядке ст. 49 АПК РФ заявил об уменьшении исковых требований до 6700,82 руб.

Решением суда от 27.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.07.2007, исковое требование истца удовлетворено в сумме 5182 руб. 70 коп. за счет средств казны РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации. В остальной части иска отказано.

Законность этих судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.

Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.

Также заявитель жалобы указывает на пропуск истцом срока исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца доводы жалобы поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в отзыве.

Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

При проверке законности принятых по настоящему делу решения и постановления установлено, что отмене либо изменению они не подлежат по следующим основаниям.

Спор
возник в связи с предоставлением истцом в 2003 - 2004 годах гражданам МО Кавалеровский район льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании ФЗ “О донорстве крови и ее компонентов“ от 09.06.1993 N 5142-1.

Объем оказанных МП “ЖЭУ“ этой категории граждан услуг, тарифные ставки на эти услуги и общая сумма расходов предприятия сторонами не оспариваются.

Удовлетворяя исковое требование за счет федеральной казны, суды обеих инстанций руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, ФЗ РФ “О донорстве крови и ее компонентов“ от 09.06.1993 N 5142-1, постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“, а также ФЗ РФ “О федеральном бюджете на 2003 год“ и ФЗ РФ “О федеральном бюджете на 2004 год“.

Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ, муниципального образования из федерального бюджета на спорные нужды, суд установил, что компенсация расходов истцу не произведена из-за необеспеченности нижестоящих бюджетов.

При этом судом установлено, что в 2003 году денежные средства на реализацию ФЗ РФ “О донорстве крови и ее компонентов“ из федерального бюджета не выделялись.

Как следует из Закона Приморского края “О краевом бюджете на 2003 год“ от 21.01.2003 N 31-КЗ в составе расходов бюджета субъекта предусмотрены средства на реализацию Закона РФ “О донорстве крови и ее компонентов“, которые распределены предприятиям муниципального образования, непосредственно понесшим расходы на обеспечение почетных доноров России лекарственными средствами и услугами зубопротезирования.

ФЗ от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ на компенсацию затрат по предоставлению всего пакета льгот, установленных Законом РФ “О донорстве крови и ее компонентов“, бюджетам
субъектов РФ установлены субвенции в размере 1110485,0 тыс. руб. В том числе бюджету Приморского края на указанные цели из Фонда компенсаций федерального бюджета поступило 2444433 тыс. руб.

Вместе с тем, как установлено судом на основании отчета Департамента финансов Администрации Приморского края, произведенные из бюджета Приморского края расходы по предоставлению льгот составили сумму 2841135 руб. При этом МО Кавалеровский район на указанные цели средства не выделялись.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Доводы заявителя о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами, должны компенсироваться за счет региональных бюджетов, судом первой и апелляционной инстанций отклонены также обоснованно, так как данные доводы противоречат действующему бюджетному законодательству, согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ и, соответственно, ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.

Данный вывод содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ от 22.06.2006 N 23, вследствие чего ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованность удовлетворения иска за счет средств федерального бюджета является неосновательной.

Правомерно отклонен и довод заявителя жалобы о пропуске истцом срока исковой давности, так как в соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса РФ срок исковой давности
на взыскание спорных расходов за 2003 год начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2004, и истекал 01.01.2007. Истец обратился с иском 22.11.2006, то есть в пределах срока исковой давности.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 27.03.2007, постановление от 13.07.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-444/2007-32-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.