Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.10.2007 N Ф03-А73/07-2/4421 по делу N А73-4048/2007-19 Отсутствие оснований для перерасчета пеней, начисленных за несвоевременную уплату ЕСН, явилось основанием для отказа в признании недействительным письма налогового органа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/4421

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Амурская Эра“

на решение от 28.06.2007

по делу N А73-4048/2007-19

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению открытого акционерного общества “Амурская Эра“

к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю

о признании недействительным письма от 26.12.2006 N 17-17/1-34832@ об отказе в пересчете пеней по единому социальному налогу

Открытое акционерное общество “Амурская Эра“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным письма Управления Федеральной налоговой службы
по Хабаровскому краю (далее - управление; налоговый орган) от 26.12.2006 N 17-17/1-34832@, которым отказано в пересчете пени по единому социальному налогу (далее - ЕСН).

Решением суда от 28.06.2007 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у налогового органа в силу статьи 243 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) отсутствуют правовые основания для пересчета пеней по итогам отчетных периодов за 2001 - 2006 годы.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. При этом заявитель в обоснование жалобы указывает на неправильное применение норм Налогового кодекса РФ, в частности статей 240, 243, 75 НК РФ. Как полагает общество, в соответствии с названными нормами пени по ЕСН должны начисляться в случае несвоевременной уплаты этого налога только по итогам отчетного периода, которым по ЕСН является квартал. В подтверждение своей позиции заявитель жалобы ссылается на сложившуюся судебную практику.

Общество извещено надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако участие в судебном заседании кассационной инстанции своих представителей не обеспечило.

Управление в отзыве и его представитель в суде кассационной инстанции против отмены решения суда возражают, считая судебный акт законным и обоснованным.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Как установлено судом и следует из материалов дела, обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю направлено письменное заявление от 18.12.2006 N 014/671, содержащее просьбу о пересчете пеней по ЕСН по
головному предприятию и филиалам за период с 2001 года по 2006 год, которые, по мнению налогоплательщика, должны начисляться в случае несвоевременной уплаты ежемесячных авансовых платежей по ЕСН не по окончании месяца, а по итогам отчетного периода - квартала.

Управление отказало налогоплательщику в пересчете пеней, изложив мотивы отказа в письме от 26.12.2006 N 17-17/1-34832@.

Проверяя по заявлению ОАО “Амурская Эра“ указанное письмо налогового органа об отказе в пересчете пеней на соответствие нормам законодательства о налогах и сборах, суд не усмотрел оснований для признания его недействительным.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и, исходя из доводов кассационной жалобы, считает выводы суда первой инстанции правильными.

В соответствии с пунктом 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей, как следует из указанной статьи, производится не позднее пятнадцатого числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, также разница признается занижением
суммы налога, подлежащего уплате с пятнадцатого числа, месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов РФ.

Таким образом, законодатель установил, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода. Указанная разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, налогоплательщикам, выполнившим данное требование, не могут начисляться пени.

В то же время при невыполнении данного условия налогоплательщик считается не исполнившим обязанность по уплате разницы между суммой налога и суммой уплаченных авансовых платежей в срок. В этом случае подлежит начислению пеня, которой в соответствии со статьей 75 НК РФ признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по ЕСН производится не позднее пятнадцатого числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с шестнадцатого числа месяца, следующего за месяцем, за которым должны быть уплачены авансовые платежи, то есть ежемесячно.

Указанная правовая позиция нашла отражение в решении Высшего
Арбитражного Суда РФ от 11.10.2006 N 8540/06.

Отказывая обществу в пересчете пеней, налоговый орган, как установлено судом, исходил из положений пункта 3 статьи 243 НК РФ, предусматривающего обязанность налогоплательщика по внесению ежемесячных авансовых платежей в установленные данной статьей сроки.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о выполнении налогоплательщиком условий, установленных названной выше нормой, не приводит последний таких доказательств в заявлении, поданном в арбитражный суд, а также в кассационной жалобе, доводы которой фактически сводятся к толкованию положений статей 75, 240, 243 НК РФ и применению этих норм инспекцией и судом первой инстанции.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд, согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, которым были приняты оспариваемые акт, решение или совершены действия (бездействия), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемые акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку суд при рассмотрении данного дела не установил несоответствие письма об отказе в пересчете пеней по ЕСН по итогам отчетных периодов нормам главы 24 НК РФ, а также нарушение прав налогоплательщика, при этом правильно применил нормы материального права, то принятое им решение отмене не подлежит. Кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Вместе с тем, общество, с соблюдением установленного арбитражным процессуальным законодательством порядка не лишено возможности обращения в арбитражный суд, изменив
материально-правовые требования, если полагает, что его права нарушены в результате излишней уплаты или взыскания налоговым органом пеней по ЕСН.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 28.06.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-4048/2007-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.