Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.10.2007 N Ф03-А51/07-1/4592 по делу N А51-13614/06-32-310 Убытки, связанные с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, если им не исполнено обязательство по финансированию в бюджет субъекта Федерации субсидий в полном объеме для реализации установленных федеральным законодательством льгот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4592

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

на решение от 04.04.2007, постановление от 16.07.2007

по делу N А51-13614/06-32-310

Арбитражного суда Приморского края

по иску Краевого государственного унитарного предприятия “Примтеплоэнерго“ в интересах филиала “Дальнегорский“

к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов Администрации Приморского края, муниципальному учреждению “Библиотека“

третье лицо - Администрация муниципального образования “Кавалеровский район“

о взыскании 223772 рублей 94 копеек

Краевое государственное унитарное предприятие “Примтеплоэнерго“ в интересах филиала “Дальнегорский“
обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к муниципальному учреждению “Библиотека“ о взыскании 223772 рублей 94 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 льготной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг культурно-просветительским работникам, проживающим в сельской местности.

Определением суда от 02.11.2006 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Департамент финансов Администрации Приморского края.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация муниципального образования “Кавалеровский район“.

Решением суда от 04.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.07.2007, требования истца удовлетворены в заявленной сумме за счет казны РФ в лице Минфина РФ.

Законность решения и постановления проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, в которой он полагает их отменить как необоснованные, вынесенные по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела, с нарушением норм материального права.

При этом заявитель ссылается на то, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ исполнила свои обязательства, предусмотрев Законом о федеральном бюджете на 2004 год в Фонде компенсаций целевые средства на оплату льгот по ЖКУ специалистам села в соответствии с ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ 1691778000 рублей, в том числе Приморскому краю - 3969900 рублей.

Оспаривая размер заявленных требований, заявитель жалобы ссылается на незаконное в нарушение разъяснения Минфина РФ письмом от 18.08.1998 N 10-03-02
предоставление и оплату льгот по холодному и горячему водоснабжению, вывозу мусора, оплате электроэнергии от использования электроприборов как не предусмотренных законодательством, а также на неподтверждение предоставления льгот первичными документами учета по каждому льготнику.

Участники судебного процесса в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение.

При проверке законности обжалуемых судебных актов установлено, что отмене они не подлежат в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в 2004 году предоставил льготы по услугам теплоснабжения и подачи горячей воды специалистам народного образования и культуры, работающим и проживающим в сельской местности, затраты по которым частично компенсированы Администрацией Кавалеровского городского округа.

Сумма не компенсированных затрат за указанный период составила 223772 рубля 94 копейки о взыскании которых КГУП “Примтеплоэнерго“ обратилось с настоящим иском.

Культурно-просветительным работникам, проживающим в сельской местности, в соответствии со статьей 55 Основ законодательства РФ о культуре, статьей 24 Закона РСФСР “О социальном развитии села“, статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26.01.1988 N 31 “О предоставлении льгот работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках“ предоставляется право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъекта Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрена компенсация фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают
в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с пунктом 3 Правил Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели, согласно пунктам 4 и 5 Правил субсидии перечисляются органами Федерального казначейства на балансовый счет субъекта РФ и расходуются органами власти субъектов РФ самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.

Как видно из представленных документов, всего из Фонда компенсаций федерального бюджета в бюджет субъекта РФ - Приморский край в 2004 году поступило 39699000 рублей в пределах средств, утвержденных законом РФ о федеральном бюджете. Денежные средства в полном объеме распределены между муниципальными образованиями Приморского края. Муниципальному образованию Кавалеровского городского округа для предоставления льгот специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, перечислены средства в размере 1299000 рублей. Между тем указанные средства не покрыли в полном объеме расходы муниципального бюджета на возмещение организациям, предоставившим льготы по оплате ЖКУ работающим и проживающим в сельской местности специалистам.

Доказательств нецелевого использования субъектом РФ и муниципальным образованием средств на компенсацию льгот Министерством финансов не представлено.

ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003 обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, отнесены к полномочиям Российской Федерации в области социальной защиты, финансирование которых должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов
нижестоящим бюджетам.

В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Поскольку Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила свои обязательства по финансированию в бюджет субъекта РФ субсидий в полном объеме для реализации установленных федеральным законодательством льгот специалистам, суд правомерно удовлетворил требования за счет казны РФ.

Такое решение соответствует Постановлению Правительства от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года“, согласно которому на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов, статье 132 Конституции Российской Федерации и ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ.

Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка. Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 04.04.2007, постановление от 16.07.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-13614/06-32-310 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.