Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.09.2007, 13.09.2007 N Ф03-А73/07-2/3703 по делу N А73-14464/2006-74АП Отсутствие вины учреждения в несвоевременном таможенном оформлении ввозимых товаров явилось основанием для признания незаконным постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 20 сентября 2007 года Дело N Ф03-А73/07-2/3703“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Хабаровской таможни, Дальневосточной оперативной таможни на постановление апелляционной инстанции от 24.05.2007 по делу N А73-14464/2006-74АП (АИ-1/601/07-5) Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению краевого государственного учреждения “Краевое управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности“ к Хабаровской таможне, Дальневосточной оперативной таможне о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.10.2006 и решения от 05.12.2006.

Краевое
государственное учреждение “Краевое управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности“ (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Хабаровской таможни от 12.10.2006 N 10703000-336/2006 по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и решения Дальневосточной оперативной таможни от 05.12.2006 N 10700/135ю/113А по жалобе на вышеуказанное постановление.

Решением суда от 01.03.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что материалами дела подтверждается факт совершения учреждением административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ.

Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях учреждения отсутствует вина во вмененном ему административном правонарушении, а следовательно, и состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Хабаровская таможня и Дальневосточная оперативная таможня обратились с кассационными жалобами, в которых просят его отменить и оставить в силе решение суда по данному делу. Доводы, приведенные в кассационных жалобах, сводятся к тому, что судом апелляционной инстанции сделан неправильный вывод о том, что у учреждения не было реальной возможности для соблюдения сроков временного хранения товаров, поскольку обязанность по таможенному оформлению спорного товара возникла у последнего не в силу принятого 28.03.2006 соответствующего решения, зафиксированного протоколом совещания у первого заместителя председателя Правительства Хабаровского края В.А.Попова, а в силу норм таможенного законодательства - статьи 16, пункта 1 статьи 124, пункта 1 статьи 126 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ).

Изложенные в кассационных жалобах доводы поддержаны представителями Хабаровской таможни и
Дальневосточной оперативной таможни в заседании суда кассационной инстанции.

Учреждение в отзыве на кассационную жалобу Хабаровской таможни и в судебном заседании отклоняет приведенные в ней доводы, считает постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, отзыва на жалобу Хабаровской таможни, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из установленных судом обстоятельств дела, в связи с аварией на химическом заводе в КНР и сбросом ядовитых веществ в р. Сунгари, являющуюся притоком р. Амур, в Хабаровском крае сложилась неблагоприятная экологическая ситуация по использованию водных ресурсов. В целях ликвидации загрязнения водных ресурсов р. Амур, на основании решения Правительства Китайской Народной Республики о предоставлении Правительству Хабаровского края на безвозмездной основе гуманитарной помощи, в период с 02.12.2005 по 28.01.2006 на таможенную территорию России были ввезены товары: активированный уголь в количестве 848 тонн; хроматографы в количестве 6 штук; запасные части к хроматографам; воздушный компрессор в количестве 6 штук; генератор водорода в количестве 6 штук; редукторы в количестве 10 штук; азот высокой частоты в количестве 28 баллонов; фильтр азота.

Получателями товаров в товарно-сопроводительных документах были указаны КГУП “Региоснаб“ и МУП города Хабаровска “Водоканал“. Письмами от 30.03.2006 N 353 и N 943/29 соответственно названные организации указали в качестве грузополучателя спорных товаров учреждение.

В силу пункта 2 протокола совещания по вопросу “О таможенном оформлении товаров, предоставленных Правительством КНР для ликвидации последствий загрязнения р. Амур“ от 28.03.2006, утвержденным первым заместителем председателя Правительства Хабаровского края Поповым В.А. -
председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства края, на учреждение были возложены обязанности: до 29.04.2006 предоставить пакет документов в ЗАО “Ростэк Хабаровск“ для подачи таможенной декларации в Хабаровскую таможню; подготовить и до 31.03.2006 представить в Хабаровскую таможню обязательство о предоставлении удостоверения принадлежности поступивших из КНР товаров в период с 03.12.2005 по 04.02.2006 к гуманитарной помощи; до 31.03.2006 представить документы в Хабаровскую таможню для подачи таможенной декларации на поступивший из КНР товар (л. д. 28 - 29, т. 1).

После получения удостоверения комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, подтверждающего, что поступивший из Китая груз был получен в качестве гуманитарной помощи, 10.04.2006 учреждением была подана в Хабаровскую таможню грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) N 10703050/100406/0003912 на товары “эксплуатационные части для хроматографов“, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации по транзитной декларации 10712020/071205/0011462, предельный срок временного хранения которых истекал 10.04.2006, товары выпущены таможенным органом 19.05.2006.

25.04.2006 учреждением в Хабаровскую таможню подана ГТД N 10703050/250406/0004439 на товар “уголь активированный“, ввезенный по транзитным декларациям N 10712020/231205/0002823, N 10712020/231205/0002825, N 10712020/231205/0002827, предельный срок нахождения товаров на временном хранении истекал 26.04.2006, товар был выпущен таможенным органом 16.05.2006.

По результатам специальной таможенной ревизии, проведенной 30.05.2006 в отношении учреждения по вопросу соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, и целевого использования условно выпущенных товаров, ввезенных в качестве гуманитарной помощи и помещенных под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления по ГТД NN 10703050/100406/0003912, 10703050/250406/0004439, составлены акт N 10703000/150906/00050 и протокол от 15.09.2006 N 10703000-336/2006 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.16
КоАП РФ.

12.10.2006 начальником Хабаровской таможни по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление, которым учреждение признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 16.16 КоАП РФ, наказание назначено с учетом положений части 1 статьи 4.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб. за каждое выявленное правонарушение, в общей сумме 200000 руб.

Данное постановление было обжаловано учреждением в Дальневосточную оперативную таможню, по результатам рассмотрения жалобы вынесено решение от 05.12.2006 N 10700/135ю/113А, которым постановление от 12.10.2006 оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными постановлением Хабаровской таможни и решением Дальневосточной оперативной таможни, учреждение оспорило их в судебном порядке.

Арбитражный суд апелляционной инстанции на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о том, что у Хабаровской таможни отсутствовали правовые основания для привлечения учреждения к административной ответственности по статье 16.16 КоАП РФ, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования. При этом суд исходил из следующего.

Согласно статье 99 ТК РФ временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

Срок временного хранения товаров составляет два месяца. По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров составляет четыре месяца. Исчисление срока временного хранения товаров начинается со дня помещения на склад временного хранения либо со дня
приобретения товарами статуса товаров, находящихся на временном хранении (пункты 1, 4 статьи 103 ТК РФ).

Нарушение сроков временного хранения товаров образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 ТК РФ, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом, то обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров несут: лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации; иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством РФ и (или) с настоящим Кодексом для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Согласно пункту 1 статьи 63 ТК России при производстве таможенного оформления лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.

Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта (пункт 1 статьи 124 ТК РФ).

Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия (пункт 3 статьи 131 ТК РФ).

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что учреждение координировало на территории Хабаровского края деятельность организаций по недопущению и предотвращению последствий сложившейся вследствие аварии на химическом заводе в КНР и
сброса ядовитых веществ в реку Сунгари, являющуюся притоком реки Амур в Хабаровском крае, ситуации. При этом, поскольку товары, ввезенные на территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи, изначально не были адресованы учреждению, у последнего отсутствовала обязанность по таможенному оформлению поступивших товаров до 28.03.2006, когда такая обязанность была на него возложена по результатам совещания у первого заместителя председателя Правительства Хабаровского края В.А.Попова.

В соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии вины учреждения в несвоевременном таможенном оформлении спорных товаров, а у Хабаровской таможни - правовых оснований для привлечения учреждения к административной ответственности по статье 16.16 КоАП РФ является правильным.

Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационных жалоб у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 24.05.2007 по делу N А73-14464/2006-74АП (АИ-1/601/07-5) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.