Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.09.2007, 28.08.2007 N Ф03-А51/07-1/2262 по делу N А51-14012/2006-22-302 Иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, правомерно удовлетворен за счет казны РФ, поскольку денежные средства из федерального бюджета не выделялись.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 04 сентября 2007 года Дело N Ф03-А51/07-1/2262“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 4 сентября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Администрации Пожарского муниципального района, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 23.01.2007, постановление от 09.04.2007 по делу N А51-14012/2006-22-302 Арбитражного суда Приморского края по иску краевого государственного унитарного предприятия “Примтеплоэнерго“ в лице филиала “Лесозаводский“ к Администрации муниципального образования Пожарский район Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации
в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 43470,37 руб.

Краевое государственное унитарное предприятие “Примтеплоэнерго“ в лице филиала “Лесозаводский“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования Пожарский район Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 43470,37 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с октября по декабрь 2004 года и с января по июль 2005 года в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

Решением от 23.01.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2007, требования истца удовлетворены в полном объеме путем взыскания в его пользу с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации 34183,07 руб. убытков за предоставление льгот ветеранам в период с октября по декабрь 2004 года. С Администрации Пожарского муниципального района Приморского края за счет казны Пожарского муниципального района в пользу КГУП “Примтеплоэнерго“ взысканы убытки в сумме 9287,30 руб., понесенные в период с января по июль 2005 года.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация Пожарского муниципального района и Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю в своих кассационных жалобах просят их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

Администрация Пожарского муниципального района считает необоснованным удовлетворение требований истца, включающих сумму НДС.

Министерство финансов РФ в обоснование жалобы указывает на то, что в соответствии со статьей 10 ФЗ “О ветеранах“ расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от
вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, расходы которого учитываются в межбюджетных отношениях с федеральным бюджетом, то есть по факту наличия фактических расходов этого уровня бюджета.

В развитие указанного порядка постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалоб, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, 01.07.2004 между КГУП “Примтеплоэнерго“ и муниципальным образованием Пожарский район заключен муниципальный контракт N 22К2 на обеспечение населения муниципального образования услугами теплоснабжения, по условиям которого МО Пожарский район оплачивает КГУП “Примтеплоэнерго“ поставленные услуги теплоснабжения путем перечисления средств муниципального бюджета в части возмещения льгот, предоставленных гражданам.

Истец во исполнение ФЗ “О ветеранах“ и указанного договора в период с октября по декабрь 2004 года и с января по июль 2005 года предоставил за счет собственных средств льготы в размере 50% по оплате жилищно-коммунальных услуг лицам, имеющим право на их получение, в результате чего понес убытки в сумме 43470,37 руб.

Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в указанной сумме явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.

При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для
дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.

Так, статьей 10 ФЗ “О ветеранах“ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Как видно из материалов дела, постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.

Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ не утверждались, так же, как и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Законом Приморского края “О краевом бюджете на 2004 год“ из краевого бюджета возмещение расходов на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в бюджет муниципального образования Пожарский район запланировано 3518 тыс. руб. на реализацию ФЗ “О ветеранах“.

Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле
не имеется.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Пожарского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 34183,07 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Согласно Закону Приморского края от 29.12.2004 N 200-КЗ “О краевом бюджете на 2005 год“ средства на реализацию мер по социальной поддержке ветеранам труда, передаваемые муниципальным образованиям Приморского края в виде субвенций.

Судом установлено, что в 2005 году Администрации Пожарского муниципального района на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам труда в виде субвенций перечислено 9567,13 тыс. руб.

Фактические расходы предприятий, связанные с предоставлением льгот ветеранам труда в 2005 году на территории Пожарского района составили 9216 тыс. руб.

Таким образом, арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования в сумме 9287,30 руб. за счет казны Пожарского муниципального района, правомерно пришел к выводу о том, что Приморский край выполнил возложенные на него обязанности, предусмотрев в бюджете на 2005 год и передав в виде субвенций финансовые средства для реализации социальной поддержки ветеранов.

Доводы Администрации Пожарского муниципального района о том, что взыскиваемая истцом задолженность является налогом на добавленную стоимость, судом кассационной инстанции не принимаются, так как согласно пункту 6 статьи 168 НК РФ в тариф на услугу, оказываемую населению, включается соответствующая сумма НДС, которая является понесенными истцом расходами и в порядке статьи 1069 Гражданского кодекса РФ подлежит возмещению.

С учетом изложенного,
руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.01.2007 и постановление апелляционной инстанции от 09.04.2007 по делу N А51-14012/2006-22-302 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.