Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.08.2007, 28.08.2007 N Ф03-А51/07-1/3162 по делу N А51-14479/2006-13-328 Расходы от предоставления льгот работникам здравоохранения по оплате жилищно-коммунальных услуг взысканы за счет казны РФ, поскольку денежные средства из федерального бюджета выделялись не в полном объеме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 31 августа 2007 года Дело N Ф03-А51/07-1/3162“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 11.05.2007 по делу N А51-14479/2006-13-328 Арбитражного суда Приморского края по иску краевого государственного унитарного предприятия “Примтеплоэнерго“ в интересах филиала “Михайловский“ к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации МО Октябрьский район, муниципальному лечебно-профилактическому учреждению
“Покровская центральная больница“ о взыскании 1549150 рублей 96 копеек.

Краевое государственное унитарное предприятие “Примтеплоэнерго“ в интересах филиала “Михайловский“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации МО Октябрьский район, муниципальному лечебно-профилактическому учреждению “Покровская центральная больница“ о взыскании 1549150 рублей 96 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставленных в период с мая по декабрь 2004 года (включительно) работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности, в соответствии с Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10.06.1930 “О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках“, а также Основами законодательства Российской Федерации “Об охране здоровья граждан“ от 22.07.1993 N 5487-1.

Решением суда от 11.05.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. Другие ответчики от ответственности по данному делу освобождены.

При этом суд исходил из того, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила установленные законом расходные полномочия - не обеспечила субъект РФ - Приморский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, предусмотренных федеральным законодательством.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он полагает решение отменить как необоснованное.

Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.

В обоснование жалобы заявитель указывает на Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 “Об утверждении
Правил предоставления бюджетам Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности“, в соответствии с которым компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот.

По мнению заявителя, федеральные органы исполнительной власти в полном объеме исполнили свои полномочия, доведя до субъекта Федерации утвержденные федеральными законами о федеральном бюджете целевые субвенции, и оснований для ответственности по иску Российской Федерации не имеется.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Отзывов на жалобу не представили.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, КГУП “Примтеплоэнерго“ в период с мая по декабрь 2004 года в соответствии с Законом РФ от 22.07.1993 N 5487-1 “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан“ и во исполнение заключенного с МО Октябрьского района муниципального контракта предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам МЛПУ “Покровская центральная больница“, в результате чего у истца образовались убытки в сумме 1549150 рублей 96 копеек.

В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.

Пункт 9 статьи 63 Основ законодательства РФ “Об охране здоровья граждан“ устанавливает, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения,
работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации “Об охране здоровья граждан“, устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 “Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности“, субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год“ в составе Фонда компенсаций предусмотрены соответствующие субсидии в бюджеты субъектов РФ.

Так, в 2004 году в доход бюджета Приморского края из федерального бюджета на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, поступило 39699000 рублей, которые в полном объеме распределены муниципальным образованиям, в том числе МО Октябрьский район выделено 3336000 рублей.

Указанные средства распределены между предоставляющими льготы предприятиями в полном объеме. Вместе с тем это не
обеспечило фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления указанным гражданам льгот.

Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.

Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ “Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Согласно статье 71 Конституции РФ, ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“, а также ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих исключительно из федерального бюджета финансирование обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, расходы предприятий по представлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках не должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта при отсутствии его финансирования на указанные цели из федерального бюджета.

В силу изложенного законодательства суд правомерно освободил муниципальное образование и субъект РФ от ответственности по иску, удовлетворив его за счет казны Российской Федерации.

Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.

Таким образом, обжалуемые судебные акты законны и обоснованны, поэтому изменению, а
кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.05.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-14479/2006-13-328 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.