Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.08.2007, 21.08.2007 N Ф03-А73/07-1/2736 по делу N А73-508/2007-9 Наличие задолженности по обязательным платежам не является безусловным основанием для прекращения юридического лица в порядке его ликвидации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 28 августа 2007 года Дело N Ф03-А73/07-1/2736“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России на определение от 20.02.2007, постановление от 25.04.2007 по делу N А73-508/2007-9 (АИ-1/563/07-4) Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Федеральной налоговой службы России о признании общества с ограниченной ответственностью “ФБК“ несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.

Федеральная налоговая служба России (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании общества с
ограниченной ответственностью “ФБК“ (далее - ООО “ФБК“, должник) несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника в порядке статей 227 - 230 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве).

Определением от 20.02.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2007, в удовлетворении заявления ФНС России отказано, производство по делу прекращено.

Не согласившись с выводами суда обеих инстанций, уполномоченный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты как принятые с неправильным применением норм материального права (статей 61 - 65 Гражданского кодекса РФ, статей 227 - 230 Закона о банкротстве, положений Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации), а также утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства) отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, ликвидация юридического лица, имеющего задолженность по обязательным платежам в бюджет и денежным обязательствам, что имеет место в данном случае, возможна только с применением процедуры несостоятельности. Указанные обстоятельства исключают возможность применить уполномоченным органом административный порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Кроме того, заявитель указал, что инициирование процедуры банкротства отсутствующего должника связывается с наличием необходимых средств для покрытия расходов по делу о банкротстве у уполномоченного органа; необходимые для финансирования процедур банкротства отсутствующих должников денежные средства из федерального бюджета выделены.

В судебном заседании представитель уполномоченного органа доводы жалобы поддержала в полном объеме, дав по ним пояснения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований, предусмотренных
статьей 288 АПК РФ, для их отмены не установил.

Как следует из материалов дела, ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением в порядке § 2 главы 11 Закона о банкротстве о признании ООО “ФБК“ несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.

В обоснование заявления уполномоченный орган указал на наличие у общества просроченной задолженности по обязательным платежам по состоянию на 25.10.2006 в размере 119496 руб., на отсутствие у него имущества и доходов, на которые может быть обращено взыскание, а также на отсутствие расчетных счетов.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 N 67 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих лиц“ (далее - Постановление Пленума N 67), рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.

Согласно п. 4 указанного Постановления Пленума N 67 одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым
образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган. При непредставлении этих доказательств заявление подлежит возврату на основании п. 1 ст. 44 Закона о банкротстве.

В соответствии с п. 5 названного Постановления после принятия заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом суд проверяет, являются ли требования уполномоченного органа по уплате обязательных платежей законными и обоснованными, не утрачена ли возможность принудительного взыскания обязательных платежей в установленном законодательством порядке и если установлено отсутствие указанных обстоятельств либо имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц применительно к статье 21.1 Закона о регистрации.

Так, арбитражным судом установлено, что бухгалтерская и налоговая отчетность ООО “ФБК“ не представляется, общество по юридическому и исполнительному адресам отсутствует, имущество за обществом не зарегистрировано, доходы, на которые может быть обращено взыскание, отсутствуют, текущих и расчетных счетов у организации не имеется. Данное не оспаривается уполномоченным органом.

С учетом изложенного арбитражный суд, установив отсутствие у должника имущества, а также отсутствие доказательств, обосновывающих вероятность поступления в конкурсную массу имущества, и иных доказательств, предусмотренных пунктом 5 указанного Постановления Пленума N 67, что является основанием для признания юридического лица недействующим, обоснованно прекратил производство по делу о банкротстве ООО “ФБК“.

В этой связи не принимаются во внимание кассационной инстанцией доводы заявителя жалобы в том числе о неправильном применении судом норм материального права.

Выводы суда обоснованны, соответствуют материалам дела,
сделаны с учетом положений Постановления Пленума N 67, принятого в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению возникших в судебной практике вопросов при применении Закона о банкротстве и Закона о регистрации.

Исходя из положений этого Постановления Пленума N 67 наличие задолженности по обязательным платежам, что имело место в данном случае, не является безусловным основанием для прекращения юридического лица в порядке его ликвидации, в связи с чем несостоятелен довод заявителя жалобы о необходимости применения к указанному должнику процедуры банкротства.

Иных нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, которые привели либо могли привести к принятию неправильного решения либо являются безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 20.02.2007, постановление от 25.04.2007 по делу N А73-508/2007-9 (АИ-1/563/07-4) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.