Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.08.2007, 15.08.2007 N Ф03-А37/07-2/2560 по делу N А37-120/07-3а Привлечение налогоплательщика к ответственности за неполную уплату НДС неправомерно, так как налогоплательщику предоставлена льгота, освобождающая от уплаты НДС в федеральный бюджет, как участнику особой экономической зоны.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 августа 2007 года Дело N Ф03-А37/07-2/2560“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 15 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 21.03.2007 по делу N А37-120/07-3а Арбитражного суда Магаданской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью “МДСК“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, третье лицо: государственное учреждение Магаданской области “Администрация Особой экономической зоны“, о признании недействительным решения от 16.01.2007 N НТ-13-10/2447.

В соответствии
со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) в заседании суда объявлялся перерыв до 15.08.2007.

Общество с ограниченной ответственностью “МДСК“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция; налоговый орган) от 16.01.2007 N НТ-13-10/2447 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Магаданской области “Администрация Особой экономической зоны“ (далее - Администрация ОЭЗ).

Решением суда от 21.03.2007 требования общества удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа как не соответствующее статьям 122, 145, 168, 173 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) признано недействительным.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом названных выше норм Налогового кодекса РФ. По мнению заявителя жалобы, общество, являясь участником особой экономической зоны, обязано в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ уплатить в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость (далее - НДС), полученный по выставленным им счетам-фактурам от поставщиков.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание кассационной инстанции не явились.

Общество и Администрация ОЭЗ отзывы на кассационную жалобу не представили.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, инспекцией
проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за сентябрь 2006 года, представленной обществом, являющимся участником Особой экономической зоны в Магаданской области (свидетельство 003034 от 02.04.2006). По результатам проверки налоговым органом принято решение от 16.01.2007 N НТ-13-10/2447 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 353463,20 руб., которым также доначислены НДС в сумме 1767316 руб. и пени в сумме 56436,20 руб.

Основанием для указанных действий налогового органа, как следует из оспариваемого решения инспекции, явилось то, что общество в нарушение пункта 5 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 НК РФ выставляло поставщикам - участникам особой экономической зоны счета-фактуры с выделением НДС, при этом полученный налог в бюджет не перечислило. Кроме того, общество, по мнению инспекции, необоснованно заявило налоговый вычет по НДС в сумме 2195963 руб. за сентябрь 2006 года.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования), в том числе от уплаты НДС.

Предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере, согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ, признаются льготами по налогам и сборам.

Удовлетворяя требование ООО “МДСК“, суд первой инстанции исходил из того, что общество в силу
статьи 143 НК РФ является налогоплательщиком НДС, поскольку осуществляет операции, подлежащие в соответствии со статьей 146 НК РФ обложению НДС. Последнее обстоятельство налоговым органом не оспаривается.

Судом правильно отмечено и то, что заявитель не относится к лицам, освобожденным по основаниям, перечисленным в статье 145 НК РФ, от обязанностей налогоплательщика НДС.

Следовательно, общество в силу статей 168, 169 НК РФ обязано при реализации товаров (работ, услуг) выставлять соответствующие счета-фактуры с указанием в них НДС.

Ссылки налогового органа на пункт 5 статьи 168 НК РФ обоснованно отклонены судом, так как указанная норма содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых выделение соответствующих сумм НДС в первичных учетных документах и счетах-фактурах не предусмотрено (реализация товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, или при освобождении налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика).

Поскольку обществу предоставлена льгота в соответствии со статьей 5 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“, освобождающая участника ОЭЗ от уплаты НДС в федеральный бюджет, а не освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании статьи 145 НК РФ, то суд пришел к правильному выводу о том, что на общество не могут распространяться положения пункта 5 статьи 173 НК РФ, обязывающие перечислять в федеральный бюджет НДС лиц, не являющихся налогоплательщиками, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. В противном случае на участника ОЭЗ, уплачивающего регистрационный сбор, установленный Законом Магаданской области от 29.06.1999 N 75-ОЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“, и освобожденного от уплаты в федеральный бюджет НДС, возлагается дополнительное налоговое бремя,
чем нарушаются его права и законные интересы.

Таким образом, исходя из анализа названных выше положений статей 56, 145, 168, 173 НК РФ, кассационная инстанция находит правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии у общества обязанности по перечислению НДС по счетам-фактурам с выделенным НДС и необоснованном привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, доначислении налоговым органом НДС в спорной сумме и пеней.

При таких обстоятельствах решение суда, принятое с правильным применением норм материального и процессуального права, следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.03.2007 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-120/2007-3а оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.