Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.07.2007, 10.07.2007 N Ф03-А73/07-1/2326 по делу N А73-11300/2006-34 Не подлежит удовлетворению иск о взыскании разницы между фактической оплатой единых социальных проездных билетов и установленной стоимостью проездного билета для проезда в городском транспорте, если судом установлено, что расходы, связанные с перевозкой льготной категории граждан, профинансированы в полном объеме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 июля 2007 года Дело N Ф03-А73/07-1/2326“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска “Трамвайно-троллейбусное управление“ на решение от 01.03.2007, постановление от 19.04.2007 по делу N А73-11300/2006-34 (АИ-1/543/2007-8) Арбитражного суда Хабаровского края по иску муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска “Трамвайно-троллейбусное управление“ к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, третье лицо: Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска, о взыскании 73062178,85 руб.

Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска “Трамвайно-троллейбусное управление“ обратилось
в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании разницы между фактической оплатой единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ) и установленной стоимостью проездного билета для проезда в городском общественном транспорте за период с 01.07.2005 по 31.12.2005.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.

До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточнял размер исковых требований и в итоге просил взыскать с Министерства финансов Хабаровского края 48196718,86 руб., с Министерства финансов РФ - 22493831,19 руб.

Решением от 01.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2007, в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на то обстоятельство, что расходы, связанные с перевозкой отдельных категорий граждан по единому социальному проездному билету, профинансированы в полном объеме.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МУП г. Хабаровска в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что постановление губернатора Хабаровского края N 122 от 17.05.2005 “Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края“ издано с превышением предоставленных губернатору Хабаровского края полномочий, не соответствует Гражданскому кодексу РФ, не содержит ссылок на федеральный закон или иной нормативный акт федеральных органов исполнительной власти, на основании которых оно принято.

Указывает на то, что никаких расчетов, документов от МУП г. Хабаровска “ТТУ“ для определения стоимости проезда в трамваях и
троллейбусах губернатором Хабаровского края затребовано не было, а истец не давал согласия на установление стоимости льготных проездных билетов в 300 рублей. Стоимость проезда по ЕСПБ в транспорте общего пользования установлена губернатором Хабаровского края без учета интересов транспортных предприятий.

Ссылается на часть 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в соответствии с которой арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель МУП г. Хабаровска “ТТУ“ поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представители Финансового департамента Администрации г. Хабаровска поддержали позицию истца.

Представители Министерства финансов РФ, Министерства финансов Хабаровского края выразили согласие с принятыми по делу судебными актами и просили оставить их без изменения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв до 10 июля 2007 года до 14-00 часов.

Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемых решения и постановления, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, постановлением губернатора Хабаровского края N 122 от 17.05.2005 “Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края“ с 01.07.2005 на территории Хабаровского края установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан. Обязанность по продаже ЕСПБ возложена на Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.

Пунктом 7.3 данного постановления установлено, что Министерство социальной
защиты населения Хабаровского края должно обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации ЕСПБ, в пределах средств, предусмотренных на эти цели.

Согласно пункту 7.4 постановления от 17.05.2005 N 122, министерство обязано направлять часть средств, приходящихся на межмуниципальные пригородные перевозки, непосредственно предприятиям по представленному министерством промышленности, транспорта и связи края реестру, а средства, приходящиеся на городские и внутримуниципальные перевозки, - в администрации муниципальных образований для последующего их распределения и перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях.

Как установлено судом, Министерство социальной защиты населения Хабаровского края перечислило Управлению социальной защиты населения Администрации г. Хабаровска 82138690,16 руб. Полученные денежные средства Управление социальной защиты населения Администрации г. Хабаровска самостоятельно распределяло между предприятиями, осуществляющими перевозку отдельных категорий граждан.

Поскольку расходы, связанные с перевозкой отдельных категорий граждан профинансированы в полном объеме, поэтому арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.

Так, Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Таким образом, поскольку к полномочиям исполнительных органов власти субъектов РФ относится государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта
в городском и пригородном сообщении, а также на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси, поэтому рассматриваемые по делу отношения могут регулироваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного, постановление N 122 от 17.05.2005 “Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края“ принято в пределах предоставленных законодательством губернатору Хабаровского края полномочий.

Доводы заявителя жалобы о неправильном определении в постановлении губернатора Хабаровского края N 122 от 17.05.2005 стоимости ЕСПБ в размере 300 рублей не могут быть приняты во внимание, поскольку в этой части в установленном законодательством порядке оно не обжаловано и не признано недействительным.

В связи с тем, что расходы, связанные с перевозкой отдельных категорий граждан, пользующихся льготой, профинансированы в соответствии с вышеуказанным постановлением губернатора Хабаровского края в полном объеме, поэтому арбитражный суд правомерно отказал МУП г. Хабаровска “Трамвайно-троллейбусное управление“ в удовлетворении заявленного иска

С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.03.2007, постановление апелляционной инстанции от 19.04.2007 по делу N А73-11300/2006-34 (АИ-1/543/2007-8) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.