Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2007, 06.02.2007 N Ф03-А73/06-1/5657 по делу N А73-10741/2005-27 Обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ, и в соответствии со ст. ст. 165 - 167, 171 Бюджетного кодекса РФ ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 февраля 2007 года Дело N Ф03-А73/06-1/5657“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу УФК по Хабаровскому краю на решение от 25.04.2006, постановление от 19.10.2006 по делу N А73-10741/2005-27 (АИ-1/794/06-47) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества “Хабаровскэнерго“ к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому управлению Администрации г. Амурска с Амурским районом, 3-е лицо: Управление социальной поддержки населения Администрации Амурского муниципального района, о взыскании 420887 руб. 53 коп.

Открытое
акционерное общество “Хабаровскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению Администрации г. Амурска с Амурским районом о взыскании расходов (выпадающих доходов) в сумме 420887 руб. 53 коп., связанных с предоставлением в 2002, 2003 годах льгот по оплате электроэнергии многодетным семьям, проживающим в г. Амурске с Амурским районом Хабаровского края, на которых распространяется действие Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ (далее - Указ Президента от 05.05.1992 N 431).

Определением от 28.11.2005 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление социальной поддержки населения Администрации Амурского муниципального района.

Решением от 25.04.2006 иск удовлетворен на сумму 12076 руб. 72 коп. за счет средств казны РФ в лице Министерства финансов РФ со ссылками на неполное целевое финансирование и недоказанность размера иска в остальной части.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.10.2006 решение суда изменено, с казны РФ в лице Министерства финансов в пользу ОАО “Хабаровскэнерго взыскание увеличено до 162691 руб. 57 коп. на основании имеющихся в деле списков льготников, заверенных расчетно-кассовым центром учреждения муниципального образования.

Законность этих судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ.

Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.

В связи с подачей данной кассационной жалобы управление социальной поддержки населения уведомило суд о том, что средства на реализацию льгот из местного бюджета не поступали.

Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о
времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании не присутствовали.

При проверке законности принятых по настоящему делу решения и постановления установлено, что отмене либо изменению они не подлежат по следующим основаниям.

Спор возник в связи с предоставлением истцом в 2002, 2003 годах льгот по оплате электроэнергии многодетным семьям, на которых распространяется действие Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431.

Удовлетворяя исковое требование за счет федеральной казны, суды обеих инстанций руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431, постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 - 2001 годах“ и от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“, ФЗ РФ от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, а также федеральными законами РФ “О федеральном бюджете на 2002 год“ и “О федеральном бюджете на 2003 год“.

Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ, муниципального образования из федерального бюджета на спорные нужды, суд установил, что компенсация расходов истцу не произведена из-за необеспеченности нижестоящих бюджетов.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил также, что истец за счет собственных средств в 2002 - 2003 годах предоставил льготы в размере 30% по оплате электрической энергии многодетным семьям, проживающим в г. Амурске и Амурском районе Хабаровского края, в сумме 420887 руб. 53 коп. в соответствии с Указом Президента от 05.05.1992 N 431.

Факт предоставления льгот за счет средств ОАО “Хабаровскэнерго“ частично подтверждается материалами дела: актами сверок с Отделом по социальной защите населения Администрации
г. Амурска с Амурским районом, утвержденными последним списками льготников, счетами-фактурами, выставленными истцом для оплаты произведенных расходов в сумме 162691 руб. 57 коп. (за период с января по июль 2002 года на сумму 150614 руб. 85 коп. и за декабрь 2003 года на сумму 12076 руб. 72 коп.).

Следовательно, судом апелляционной инстанции правомерно взысканы из федерального бюджета в пользу истца расходы в сумме 162691 руб. 57 коп.

Судом первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонены доводы ответчика о применении срока исковой давности к требованию истца о взыскании стоимости услуг, предоставленных в 2002 году, так как истец узнал о нарушении своего права на возмещение затрат только в январе 2003 года, и с данного момента следует исчислять срок исковой давности по данному требованию (ст. 12 Бюджетного кодекса РФ).

Доводы заявителя о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами, должны производиться за счет региональных бюджетов, судом первой и апелляционной инстанций отклонены обоснованно, так как данные доводы противоречат действующему законодательству (статьи 165 - 167, 171 Бюджетного кодекса РФ), согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ и соответственно ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.

Данный вывод содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ от 22.06.2006 N 23, вследствие чего ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованность удовлетворения иска за счет средств федерального бюджета является неосновательной.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный
суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.04.2006, постановление от 19.10.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-10741/2005-27 (АИ-1/794/06-47) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.