Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2007 N 17АП-8353/2007-АК по делу N А50-5797/2007 Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований, заявленных в срок. Следовательно, акты налогового органа о бесспорном взыскании налогов и сборов, принятые с нарушением данного условия, правомерно признаны судом недействительными.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2007 г. N 17АП-8353/2007-АК

Дело N А50-5797/2007

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2007 года;

Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2007 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

при участии:

представитель заявителя ООО “А“ не явился, извещен надлежащим образом,

представитель заинтересованного лица ИФНС России по Кировскому району гор. Перми не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Кировскому району гор. Перми

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 12.10.2007 года

по делу N А50-5797/2007

по заявлению ООО “А“ к ИФНС России по Кировскому району гор. Перми

о признании недействительным решения,

установил:

ООО “А“ обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными
принятых ИФНС России по Кировскому району гор. Перми решений N 11585, 11586 от 23.04.2007 г. “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках“, N 98 от 24.04.2007 г. “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя“, а также постановления N 98 от 24.04.2007 г. “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя“.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.10.2007 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом налоговый орган ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, что повлекло неправильное применение норм материального права.

Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не направил.

Представители сторон, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своих представителей не представили, что в соответствии с п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований
для его отмены не имеется.

Как следует из материалов дела, общим собранием учредителей общества 12.02.2007 г. принято решение о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (т. 1 л.д. 42-43), 20.02.2007 г. по уведомлению общества указанные сведения зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц (т. 1 л.д. 40-41).

Налоговым органом в адрес общества направлены требования N 200 по состоянию на 26.03.2007 г. об уплате НДС в сумме 1.078.668 руб., пени в сумме 3460,35 руб., N 280 по состоянию на 28.03.2007 г. об уплате НДС в сумме 1.078.668 руб., N 773 по состоянию на 11.04.2007 г. об уплате акцизов на алкогольную продукцию в сумме 230.044 руб., пени в сумме 2308,03 руб., N 792 по состоянию на 11.04.2007 г. об уплате акцизов на алкогольную продукцию в сумме 867.984 руб., пени в сумме 13.187,91 руб. Сроки уплаты установлены налогоплательщику до 13 апреля, 16 апреля, 21 апреля 2007 г., соответственно. Неисполнение налогоплательщиком указанных требований послужило основанием для принятия налоговым органом решения N 11585 от 23.04.200 г., N 11586 от 23.04.2007 г. “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках“ в пределах сумм налогов, указанных в требованиях N 792, 773. Кроме того, налоговым органом 24.04.2007 г. принято решение N 98 “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя“, в соответствии с которым с общества подлежат взысканию налоги в пределах сумм, указанных в требованиях
N 280 от 28.03.2007 г., N 773 от 11.04.2007 г., N 792 от 23.04.2007 г., N 1022 от 23.04.2007 г., N 1024 от 23.04.2007 г., N 1023 от 23.04.2007 г., N 1026 от 23.04.2007 г., N 1025 от 23.04.2007 г. Соответствующее постановление N 98 от 24.03.2007 г. было направлено в ОФССП по Кировскому району гор. Перми.

Считая указанные решения и постановление налогового органа незаконными, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения и постановление налогового органа о принудительном взыскании задолженности по налогам и сборам в бесспорном порядке, принятые после принятия решения о добровольной ликвидации общества, создании ликвидационной комиссии и регистрации указанных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц, не соответствует требованиям налогового и гражданского законодательства, а также нарушают права организации, находящейся в процессе ликвидации, и остальных кредиторов.

Выводы суда являются верными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В соответствии со ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ.

Вместе с тем ст. 49 НК РФ предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации.
Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица определен в ст. 63 ГК РФ. Установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (п. 3 ст. 20 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“).

В соответствии с п. 4 ст. 63 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 03.01.2006 г. N 6-ФЗ) выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64
ГК РФ погашается в третью очередь.

Согласно пунктам 2 и 5 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований, заявленных в срок.

Приведенные положения ст. 49 НК РФ и ст. 64 ГК РФ не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.

Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями общества решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесении налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.

Как следует из материалов дела, о начале процедуры добровольной ликвидации налоговый орган был уведомлен обществом 20.02.2007 г.

При таких обстоятельствах оспариваемые решения и постановление налогового органа о принудительном взыскании задолженности по налогам и сборам в бесспорном порядке, принятые после принятия решения о добровольной ликвидации общества, создании ликвидационной комиссии и регистрации указанных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц, не соответствует требованиям налогового и гражданского законодательства, а также нарушают права организации, находящейся в процессе ликвидации, и остальных кредиторов.

Доводы апелляционной жалобы в силу вышеизложенного судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются.

Кроме того, суд апелляционной
инстанции принимает во внимание выводы ВАС РФ, изложенные в определении от 04.12.2007 г. N 15485/07 об отказе в передаче в Президиум ВАС РФ дела N А50-3258/2007-А3 по спору между теми же лицами по аналогичным основаниям.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 12.10.2007 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.