Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 N 17АП-2157/07-АК по делу N А60-32142/06-С10 Постановление налогового органа частично признано недействительным, так как в сумму пеней, подлежащих взысканию, включены суммы пени, которые были начислены за период, когда налогоплательщику предоставляется право на самостоятельную уплату недоимки.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 1 октября 2007 г. Дело N А60-32142/06-С10 17АП-2157/07-АК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО “Л“ на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2007 по делу N А60-32142/06-С10 по заявлению ОАО “Л“ к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области о признании недействительным постановления налогового органа в части и

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Л“ (далее - общество), уточнив заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции ФНС России N 16 по Свердловской области (далее - налоговый орган)
N 92 от 26.07.2006 о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента - организации), индивидуального предпринимателя в части взыскания пеней в общем размере 2354627,25 руб., в том числе пени по налогу на прибыль в сумме 250671,38 руб., единому социальному налогу (далее - ЕСН), зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 281234,25 руб., ЕСН, зачисляемому в ФСС, в сумме 94,70 руб., ЕСН, зачисляемому в ФОМС, в сумме 1186,12 руб., ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, в сумме 41955,76 руб., налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1606889,73 руб., транспортному налогу в сумме 12817 руб., налогу на пользователей автодорог в сумме 168073,16 руб., земельному налогу до 01.01.2006, налогу с продаж в сумме 3609,77 руб., целевым сборам на содержание милиции, благоустройство территории в сумме 1,23 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2007 постановление налогового органа признано недействительным в части взыскания налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) в части пеней в сумме 496843,27 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в признании недействительным постановления в части взыскания пени по ЕСН в сумме 94,70 руб. за 1 квартал 2006 г., пеней по налогу на прибыль, по НДС, связанных с отменой решения о реструктуризации, поскольку исполнение оспариваемого постановления налогового органа приведет к взысканию необоснованно и незаконно начисленных пеней, судом не было установлено, на недоимку какого периода начислены спорные пени и произведено ли инспекцией сложение суммы пеней на 01.01.1999. Кроме
того, пеня по ЕСН в сумме 94,70 руб. начислена на несуществующую задолженность.

Налоговый орган представил письменный отзыв на жалобу, просит в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явились, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Также сторонами заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с занятостью в другом процессе. Судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении данного ходатайства в связи с отсутствием достаточных оснований для отложения в силу ст. 158 АПК РФ.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в порядке ст. 266 АПК РФ, в пределах апелляционной жалобы в соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, решением МИ ФНС РФ по Пригородному району N 7 от 30.11.2001 была реструктуризована задолженность перед федеральным бюджетом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, в том числе по налогу на прибыль в сумме 87 тыс. руб., по НДС в сумме 956 тыс. руб., по пеням по налогу на прибыль в сумме 324 тыс. руб., по пеням по НДС в сумме 1591 тыс. руб.

В связи с несоблюдением графика погашения текущей задолженности МИ ФНС РФ N 16 по Свердловской области принято решение от 28.04.2006 N 11-26/12889 об отмене реструктуризации.

Оставшаяся задолженность по пене по НДС в сумме 1591000 руб. и по налогу
на прибыль в сумме 250671,38 руб. была восстановлена в карточках лицевого счета налогоплательщика и предъявлена к уплате в требовании N 26229, выставленном по состоянию на 30.05.2006.

Решение об отмене реструктуризации не оспорено налогоплательщиком.

26.07.2006 заместителем руководителя Межрайонной инспекции ФНС России N 16 по Свердловской области вынесено постановление N 92 о взыскании налога (сбора) и пеней за счет имущества общества в связи с неисполнением налогоплательщиком требований об уплате налогов и сборов N 1346 от 30.01.2006, N 11124 от 15.03.2006, N 11398 от 28.03.2006, N 11627 от 31.03.2006, N 16523 от 28.04.2006, N 26229 от 30.05.2006, N 31265 от 26.06.2006, N 34393 от 28.06.2006, решений по ст. 46 НК РФ N 2235 от 08.06.2006, N 2422 от 19.06.2006, N 3124 от 18.07.2006 о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента - организации), индивидуального предпринимателя.

На разрешении суда апелляционной инстанции поставлен вопрос о правомерности доначисления пеней по НДС, налогу на прибыль, связанных с принятием решения об отмене реструктуризации.

Отказывая в удовлетворении требований в части признания недействительным оспариваемого постановления в части взыскания пеней в сумме 1857793,92 руб., суд первой инстанции указал, что пени начислены правомерно в связи с вынесением 28.04.2006 решения N 11-26/12889 об отмене решения о реструктуризации кредиторской задолженности от 20.11.2007 N 7.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2007 данное постановление арбитражного суда апелляционной инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований общества о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
N 16 по Свердловской области от 26.07.2006 N 92 в части взыскания пеней в общей сумме 1857561 руб. 11 коп. по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части по следующим основаниям.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Таким образом, для подтверждения законности включения в требование об уплате налога сумм пеней налоговый орган обязан документально подтвердить факт возникновения обязанности по уплате налога и несвоевременности ее исполнения налогоплательщиком, а также обосновать расчет пени в исчисленной сумме.

Как указано в п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых
вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ (далее - Постановление N 5), в требовании об уплате пеней, направленном в адрес налогоплательщика, должны быть указаны размер недоимки по налогу, дата, с которой начисляются пени, ставка пени, то есть данные, позволяющие налогоплательщику определить обоснованность начисления пеней.

Суд первой инстанции сделал неверный вывод о необоснованности начисления пеней на недоимку по всем перечисленным в требовании обязательствам.

В силу ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 и 48 НК РФ. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Как определено п. 3 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 НК РФ.

При этом ст. 47 НК РФ не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ, для принятия налоговым органом решения
о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

Между тем, следует иметь в виду, что в ст. 47 НК РФ, так же как и в ст. 46 НК РФ, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.

Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в ст. 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку ст. 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 НК РФ.

Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.

Названные выводы содержатся в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 10353/05.

В п. 1 ст. 72 НК РФ указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

П. 6 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может
существовать неразрывно от главного.

Согласно п. 6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 НК РФ.

По п. 3 ст. 48 НК РФ бесспорное взыскание задолженности ограничено 60-дневным сроком, по истечении которого налоговый орган в пределах шести месяцев вправе произвести взыскание в судебном порядке.

На обязательность соблюдения данного срока указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 12 Постановления N 5, ограничив налоговый орган, не реализовавший полномочия по бесспорному взысканию недоимки, шестимесячным сроком на ее судебное взыскание. Данный срок является пресекательным.

Таким образом, исходя из анализа ст. 46, 47, 48 и 70 НК РФ следует, что порядок взыскания налоговой задолженности четко регламентирован законодательством, не может носить произвольный характер; ограничен определенными сроками, по истечении которых налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание налога и пени в бесспорном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ) и в судебном порядке (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Направление указанного требования с нарушением установленных ст. 69 и 70 НК РФ порядка и сроков является неправомерным, поскольку по истечении срока на принудительное взыскание недоимки налоговый орган лишается права начислять пени за просрочку уплаты налога.

В данном случае оспариваемое постановление датировано 26.07.2006, следовательно, необходимо исчислять срок для начисления пени следующим образом: 60 дней (срок для вынесения решения о взыскании задолженности) + 48 дней (срок исполнения требования в добровольном порядке) + 3 месяца (срок направления требования с момента наступления срока уплаты задолженности) + 6 месяцев (срок взыскания в судебном порядке).

Таким
образом, налоговым органом правомерно выставлено требование о взыскании пеней, которые начислены с 14.07.2005.

Поскольку пени начислены согласно данным карточки лицевого счета налогоплательщика нарастающим итогом по входящему сальдо, из которой видно, что недоимка образовалась ранее указанного срока, следовательно, постановление в части взыскания пеней, начисленных за период наличия недоимки до 14.07.2005, является неправомерным.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.

В соответствии с п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 НК РФ, таким образом, с 01.01.2007 распределение судебных расходов производится в общем порядке.

На основании ст. 110 АПК РФ расходы на уплату государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270 (п. 1 п.п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

1. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2007 отменить в части признания недействительным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области от 26.07.2006 N 92 в части взыскания пеней, начисленных на недоимку по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, образовавшуюся после 14.07.2005. В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения.

2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области в пользу открытого акционерного общества “Л“ судебные расходы по
апелляционной жалобе в размере 500 рублей.

3. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.