Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2007 N 17АП-6023/07-АК по делу N А71-3477/2007-А18 В случае, когда предприниматель, уплачивающий единый налог на вмененный доход, добровольно вступает в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховые взносы исчисляются и уплачиваются им в установленном размере от суммы полученных доходов от осуществления предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 12 сентября 2007 г. Дело N А71-3477/2007-А18 17АП-6023/07-АК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя П. на решение от 10.07.2007 по делу N А71-3477/2007-А18 Арбитражного суда Удмуртской Республики по заявлению предпринимателя П. к государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике, филиал N 1 (Ижевский), государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике, г. Ижевск, о признании незаконными требований о внесении исправлений в отчетность, обязании начислить пособие,

УСТАНОВИЛ:

предприниматель П. обратилась в Арбитражный суд
Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения требований - л.д. 53) о признании незаконными двух требований государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике, филиал N 1 (Ижевский) (далее - учреждение, страхователь) от 05.03.2007 и 10.05.2007 о внесении исправлений в отчетность; бездействия, выразившегося в непредставлении ответа на заявление о выплате пособия по беременности и родам; обязании учреждения начислить и выплатить пособие по беременности и родам в соответствии с уплаченными страховыми взносами в Фонд социального страхования.

Решением арбитражного суда от 10.07.2007 прекращено производство по делу в части требований о признании незаконным бездействия учреждения в связи с отказом от требований в данной части, в удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.

Не согласившись с вынесенным судом первой инстанции решением в части отказа в удовлетворении требований, предприниматель обратилась с апелляционной жалобой и просит в указанной части отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования.

В обоснование жалобы ее заявитель указывает на неправомерность выводов арбитражного суда об отсутствии у предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим в виде уплаты единого налога на вмененный доход, учета полученных доходов и понесенных расходов, поскольку в целях правильности исчисления и уплаты страховых взносов страхователи, в том числе и уплачивающие единый налог на вмененный доход, обязаны вести учет полученных доходов и произведенных расходов в порядке, предусмотренном нормативными актами. В апелляционной жалобе заявитель по делу указывает на невыполнение страхователем обязанности по проведению проверки правильности исчисления страховых взносов, страховые взносы на социальное страхование исчислены и уплачены предпринимателем от суммы фактически полученного дохода, без учета вмененного дохода.

В качестве правового обоснования предприниматель в жалобе указывает
на отсутствие законодательно установленных ограничений при исчислении дохода для определения размера пособия по временной нетрудоспособности субъектами предпринимательской деятельности, применяющими налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход.

Присутствующий в заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица - государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике - с доводами апелляционной жалобы не согласился, возражения приведены письменно и сводятся к тому, что страхователи - плательщики единого налога на вмененный доход - уплачивают налоги только от суммы вмененного дохода, с учетом особенностей ведения учета данная категория страхователей может подтвердить только сумму вмененного дохода, соответственно, страховые взносы на обязательное социальное страхование, а также пособие по временной нетрудоспособности определяются от суммы вмененного дохода. По мнению заинтересованного лица, требование о внесении изменений в отчетность не обладает признаками ненормативного акта и, следовательно, не может быть оспорено в арбитражном суде.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ 07.09.2007 судом был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 12.09.2007, 9 час. 45 мин., о чем стороны уведомлены надлежащим образом. После перерыва судебное разбирательство возобновлено.

Законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при отсутствии возражений сторон.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав участвующего в деле представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

П. имеет статус предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, оказывает парикмахерские услуги и применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

26.09.2006 предприниматель зарегистрирована в филиале N 1 (Ижевский) государственного учреждения - Региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, о чем ей выдано соответствующее уведомление (л.д. 7).

После регистрации в качестве страхователя П. представлялась в учреждение Фонда социального страхования отчетность и уплачивались страховые взносы в порядке и сроки, предусмотренные Правилами добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.03.2003 N 144 (л.д. 8, 11-16). Отчеты по страховым взносам за 4 квартал 2006 г. и 1 квартал 2007 г. представлены предпринимателем 11.01.2007 и 12.04.2007.

По результатам камеральной проверки представленных отчетов в адрес заявителя направлены требования от 05.03.2007 и 10.05.2007, которыми учреждение предложило заявителю внести исправления в отчетность. Смысл предлагаемых изменений заключается в том, что при исчислении доходов для расчета страховых взносов, подлежащих уплате, следует указывать налоговую базу по единому налогу на вмененный доход. Поскольку предпринимателем в отчетности за 4 квартал 2006 г. и 1 квартал 2007 г. доход для исчисления страховых взносов указан в размере, большем, чем вмененный доход для исчисления единого налога, разницу между вмененным доходом для исчисления ЕНВД и доходом, указанным в представленной отчетности, учреждение предложило учесть при определении дохода для исчисления страховых взносов в последующие периоды (1 и 2 кварталы 2007 г.). Предпринимателем изменения в отчетность внесены не были.

16.03.2007 П. выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам, 03.05.2007 она обратилась в филиал N 1 (Ижевский) государственного учреждения - Региональное
отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике с заявлением о возмещении расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, расчет которого произведен предпринимателем из фактически полученного дохода. Учреждение полагает, что пособие в данном случае следует исчислять из размера вмененного дохода для уплаты единого налога.

Суд первой инстанции при рассмотрении спора признал правомерной позицию Учреждения Фонда социального страхования, указав, что предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход, не ведут учет полученного дохода, поскольку на них не возложена обязанность по представлению в налоговые органы сведений о фактически полученных доходах, соответственно, подтвердить могут только вмененный доход, расчет страховых взносов производят от размера вмененного дохода.

Однако при рассмотрении дела судом не учтено следующее.

В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“ в заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ “Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан“.

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя
уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующих категорий плательщиков и в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 144 от 05.03.2003 утверждены Правила добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которыми страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством индивидуальными предпринимателями начисляются на полученные ими доходы исходя из порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу для соответствующих категорий плательщиков, установленного главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 10 Правил). Пунктом 11 Правил установлено, что индивидуальные предприниматели, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающие страховые взносы за себя, производят начисление страховых взносов ежеквартально, исходя из тарифа страховых взносов в размере 3,5 процента доходов, определяемых в соответствии с п. 10 настоящих Правил.

Пунктом 16 Правил предусмотрена обязанность страхователей вести учет выплат и иных вознаграждений или полученных доходов, на которые должны быть начислены страховые взносы, начисленных и перечисленных в Фонд страховых взносов, а также расходов, произведенных на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Из анализа вышеприведенных законодательных актов следует, что предприниматели, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производят уплату
страховых взносов, начисляемых на полученные ими доходы (в установленном размере - процент от дохода) исходя из порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу в соответствии с главой 24 Налогового кодекса РФ. При этом каких-либо исключений или иного порядка определения базы для исчисления страховых взносов для предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, законодателем не установлено.

Положениями ст. 235 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели отнесены к числу плательщиков единого социального налога, объектом налогообложения для данной категории плательщиков согласно п. 2 ст. 236 Налогового кодекса РФ признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Таким образом, в случае, когда предприниматель, в том числе уплачивающий единый налог на вмененный доход, добровольно вступает в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховые взносы исчисляются и уплачиваются им в установленном размере от суммы полученных доходов от осуществления предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

При наступлении страхового случая в заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются полученные предпринимателем доходы, с которых уплачены страховые взносы в Фонд социального страхования.

В этих целях в соответствии с Правилами (раздел IV) предприниматель обязан вести учет полученных доходов (база для исчисления страховых взносов), а Фонд социального страхования вправе и обязан осуществлять контроль за начислением и уплатой страховых взносов и обоснованностью расходов по выплате указанных пособий.

Руководствуясь положениями вышеназванных нормативных актов, суд апелляционной инстанции считает ошибочной позицию учреждения о том, что страховые взносы для предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход и вступивших в
добровольные отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, исчисляются от суммы вмененного дохода, и, соответственно, расчет пособия по временной нетрудоспособности также производится от суммы вмененного дохода.

Следовательно, оспариваемые заявителем требования о внесении изменений в отчетность в части изменения размера дохода для начисления страховых взносов не соответствуют положениям Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, Правилам добровольной уплаты..., утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.03.2003 N 144, нарушают права и законные интересы заявителя и подлежат признанию недействительными.

Довод заинтересованного лица об отсутствии у предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, обязанности по уплате единого социального налога судом отклоняется, поскольку нормативные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты страховых взносов для указанной категории плательщиков в случае добровольного вступления в отношения по обязательному социальному страхованию, не связывают обязанность по уплате страховых взносов, начисленных в установленном порядке, с наличием обязанности по уплате единого социального налога. Поэтому отсутствие у данной категории плательщиков обязанности по уплате единого социального налога для рассмотрения настоящего спора правового значения не имеет.

Довод учреждения об отсутствии у него полномочий на проведение проверки представленных документов о полученных доходах суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку согласно Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (статья 11), Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (статья 18) контроль за начислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляют исполнительные органы Фонда социального страхования
Российской Федерации, то есть региональные отделения фонда и их филиалы, проводя камеральные и документальные выездные проверки страхователей.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на обязанность соответствующих государственных органов принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

По смыслу приведенной нормы процессуального права такое указание является процессуальной обязанностью суда в случаях признания оспариваемых ненормативных актов, действий (бездействия) незаконными и при наличии объективных предпосылок для избрания конкретного способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя на основе установленных по делу обстоятельств и полномочий соответствующего государственного органа.

Требование предпринимателя об обязании учреждения начислить и выплатить пособие по беременности и родам в соответствии с уплаченными страховыми взносами в Фонд социального страхования суд апелляционной инстанции расценивает как способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя по делу.

Поскольку заявленные предпринимателем требования подлежат удовлетворению, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 333.21 Налогового кодекса РФ расходы по оплате госпошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций возлагаются на заинтересованное лицо.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 июля 2007 г. по делу N А71-3477/2007-А18 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, взыскания с предпринимателя госпошлины в сумме 1586 руб. 32 коп.

Признать недействительными требования филиала N 1 (Ижевский) государственного учреждения - Региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике от 05.03.2007 N 2370005, от 10.05.2007 N 11990015 о внесении исправлений в отчетность как не соответствующие Федеральному закону от 31.12.2002 N 190-ФЗ “Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан“, Правилам добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.03.2003 N 144, и обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Взыскать с государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике, филиал N 1 (Ижевский) в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 200 рублей, по апелляционной жалобе в сумме 50 рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.