Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2007 N 17АП-5959/07-АК по делу N А60-9036/07-С10 Правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 6 сентября 2007 г. Дело N А60-9036/07-С10 17АП-5959/07-АК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области - на решение от 29.06.2007 по делу N А60-9036/07-С10 Арбитражного суда Свердловской области по заявлению открытого акционерного общества “Р“ - к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области о признании недействительным ненормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество “Р“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании недействительным решения
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области N 18-17/63 от 30.03.2007 в части доначисления пени за несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 1230209 руб., а также транспортного налога за 2003-2005 гг., соответствующих пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением арбитражного суда от 29.06.2007 заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение признано недействительным, в том числе в части начисления пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в сумме 360726,48 руб.

Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части признания недействительным доначисления пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в сумме 360726,48 руб. отменить, принять по делу новый судебный акт.

Доводы жалобы сводятся к тому, что передача задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций железнодорожного транспорта производится в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“. Исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица согласно пп. 1, 2, 3 ст. 50 НК РФ возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и(или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. Представители налогового органа в судебном заседании поддержали доводы жалобы.

Общество представило письменные пояснения на жалобу, согласно которым ее доводы считает необоснованными, полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку задолженность по НДФЛ в сумме 27788146 руб. выходит за
рамки проведенной налоговым органом проверки, то начисление пеней на указанную сумму произведено инспекцией неправомерно. Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направил.

Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, заслушав представителя налогового органа, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в части правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет, в том числе НДФЛ за период с 01.10.2003 по 31.07.2006, полноты и своевременности представления сведений о доходах физических лиц за 2003-2005 гг.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт N 18-11/244 от 27.12.2006 (л.д. 12-18) и принято решение от 30.03.2007 N 18-17/63 о привлечении налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно данному решению обществу начислены пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 1231320 руб.

Удовлетворяя частично требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что проведенной выездной налоговой проверкой в части НДФЛ охвачен период с 01.10.2003 по 31.07.2006, в то время как сумма налога в размере 27788146 руб. была удержана налоговым агентом из доходов, выплаченных физическим лицам, но не перечислена в бюджет в период до 01.10.2003.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий
бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В силу положений Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“, Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 “О создании открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в результате приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта учреждено ОАО “Р“ (свидетельство о регистрации от 23.09.2003 - л.д. 11, том 1), обособленным подразделением которого является Нижнетагильское отделение Свердловской железной дороги.

Положение о Нижнетагильском отделении утверждено 30.09.2003. Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в его уставный капитал, утвержден в октябре 2003 года.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 115-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ и дополнения в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ дополнен статьей 9.3 следующего содержания: “Правила исполнения обязанности по уплате налогов
и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником, предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 11 ст. 50 НК РФ, применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта“.

Таким образом, ОАО “Р“ создано в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, в том числе и имущества, принадлежащего Нижнетагильскому отделению Свердловской железной дороги, и как единый хозяйствующий субъект общество несет обязанность по уплате налогов и сборов реорганизованного лица, а также пеней.

Как следует из материалов дела, обществом в проверяемом периоде не исполнена обязанность по перечислению удержанного налога на доходы физических лиц.

Актом совместной сверки, справкой к акту приема-передачи N 26 от 16.10.2003 по Нижнетагильскому отделению дороги, справкой о наличии сальдо по НДФЛ в сумме 27788146,04 руб. на 30.09.2003 подтверждается кредиторская задолженность по невыплаченной заработной плате в сумме 9659643 руб., по НДФЛ в сумме 27788146 руб. на 01.10.2003 (том дела 1, листы 82-84, 93).

Оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд считает доказанным наличие недоимки по НДФЛ. Сумма налога в сумме 27788146 руб. была перечислена в бюджет за период с 20.10.2003 по 19.12.2003, что не оспаривается заявителем.

Таким образом, за неуплату НДФЛ налоговым органом правомерно начислены пени в сумме 360726 руб. за период с 20.10.2003 по 19.12.2003, размер которых подтверждается расчетом (том дела 1, лист 82). Данный расчет соответствует требованиям статьи 75
НК РФ.

С учетом изложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению. Решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения инспекции в отношении начисления пени в сумме 360726,48 руб. за несвоевременное перечисление НДФЛ подлежит отмене.

В порядке распределения судебных расходов взысканию в доход федерального бюджета с ОАО “Р“ подлежит госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июня 2007 года по делу N А60-9036/07-С10 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области от 30.03.2007 N 18-17/63 в отношении начисления пени в сумме 360726 руб. 48 коп. за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц.

В удовлетворении требований ОАО “Р“ в указанной части отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Взыскать с ОАО “Р“ в доход федерального бюджета расходы по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.