Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2007 N 17АП-5507/2007-ГК по делу N А71-9666/2006-Г10 Предприятие воздушного транспорта (аэропорт) находится в федеральной собственности в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1. Действия субъекта Российской Федерации по распоряжению этим имуществом являются незаконными, а сделки, заключенные с этим имуществом, - недействительными.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 23 августа 2007 г. Дело N А71-9666/2006-Г10 17АП-5507/2007-ГК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционные жалобы ответчиков - ОАО “И“ и Удмуртской Республики в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики - на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 июня 2007 года по делу N А71-9666/2006-Г10 по исковому заявлению Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом к ОАО “И“ и Удмуртской Республике в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики о признании недействительной сделки приватизации имущества и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

УСТАНОВИЛ:

Российская
Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики к ОАО “И“ и Удмуртской Республике в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики с иском о признании недействительной сделки приватизации государственного предприятия “И“, оформленной передаточным актом от 10.06.2004, и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания ОАО “И“ возвратить в собственность Российской Федерации имущество, внесенное в уставный капитал ОАО “И“.

В судебном заседании 26.02.2007 (т. 2, л.д. 89) судом первой инстанции удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, в соответствии с которыми истец просит признать недействительной сделку приватизации государственного предприятия “И“ и применить последствия недействительности ничтожной сделки приватизации ГП “И“: обязать ОАО “И“ возвратить в собственность Российской Федерации основные средства, внесенные в качестве вклада в уставный капитал ОАО “И“ (т. 2, л.д. 70).

Ходатайствами от 08.05.2007 (т. 3, л.д. 3-17) и от 30.05.2007 (т. 4, л.д. 1-23) истец уточнил имущество, подлежащее передаче в собственность Российской Федерации.

Решением от 18.06.2007 Арбитражный суд Удмуртской Республики иск удовлетворил, признал недействительной (ничтожной) сделку приватизации государственного предприятия “И“ между Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики и ОАО “И“, оформленную передаточным актом от 10.04.2004, применил последствия недействительности ничтожной сделки приватизации государственного предприятия “И“, обязав ОАО “И“ возвратить в собственность Российской Федерации имущество, внесенное в уставный капитал ОАО “И“ по акту от 10.06.2004 и сохранившееся в натуре.

Удмуртская Республика в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики с решением суда не согласна по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить и отказать в удовлетворении иска в полном объеме. По мнению ответчика, в уставный капитал ОАО “И“ вошло
только имущество, построенное и приобретенное за счет средств Удмуртской Республики, объекты федеральной собственности в уставный капитал созданного ОАО “И“ не вошли. В соответствии с соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики о разграничении государственной собственности ГУП “И“ было признано объектом, находящимся в общей собственности Российской Федерации и Удмуртской Республики. Истец не является стороной по оспариваемой сделке. Спорное имущество не внесено в реестр федерального имущества, на это имущество зарегистрировано право собственности ОАО “И“, которое является добросовестным приобретателем. Суд первой инстанции неправильно сослался на ч. 2 ст. 69 АПК РФ.

Представитель ответчика полностью поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснил, что вопрос о разграничении имущества по долям между Российской Федерацией и Удмуртской Республикой не решался, доказательства направления перечня предприятий и иного государственного имущества в Минимущество России не сохранены.

ОАО “И“ с решением суда также не согласно по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить и отказать в удовлетворении исковых требований. Ответчик полагает, что Ижевский объединенный авиаотряд (Ижевское авиапредприятие) является собственностью Удмуртской Республики, т.к. не был исключен из перечня имущества, направленного 13.07.1992 письмом N 1-284 в Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом. Доли Российской Федерации и Удмуртской Республики в соответствии с договором и соглашением между Правительством РФ и Правительством УР о разграничении государственной собственности не были определены. Приватизация государственного авиапредприятия “И“ проведена на основании Постановления Правительства УР от 26.01.2004 N 6 и распоряжения Правительства УР от 17.05.2004 N 464-р, причем в уставный капитал ОАО “И“ вошло только имущество, приобретенное исключительно за счет средств Удмуртской Республики, объекты федеральной собственности в уставный капитал не
вошли. Решение Высшего Арбитражного Суда РФ по делу N 1982/05 не имеет преюдициального значения для данного дела. Последствия недействительности сделки приватизации не могут быть применены, т.к. истец не является стороной по этой сделке. Истцом пропущен срок исковой давности. ОАО “И“ является добросовестным приобретателем спорного имущества (ст. 302 ГК РФ).

В судебном заседании представитель ОАО “И“ полностью поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснил, что фактически было приватизировано все имущество, которое находилось на балансе государственного предприятия.

Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом считает решение суда законным и обоснованным, изложила свои возражения на апелляционные жалобы в отзыве. По мнению истца, решение ВАС РФ от 30.11.2005 по делу N 1982/05 обязательно для участников настоящего процесса в силу ст. 16, 69 АПК РФ. Соглашение от 17.10.1995 между Правительством РФ и Правительством УР не имеет значения для рассмотрения дела. Отсутствуют доказательства передачи Ижевского объединенного авиаотряда в собственность Удмуртской Республики. Поскольку ГП “И“ исключено из Государственного реестра юридических лиц, имущество должно быть возвращено в собственность Российской Федерации, а ОАО “И“ должно быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц. ОАО “И“ не является добросовестным приобретателем, т.к. незнание о том, что спорное имущество является федеральной собственностью, не может являться достаточным основанием для добросовестности приобретения имущества.

Представитель истца доводы отзыва на апелляционные жалобы поддержал в полном объеме.

Апелляционные жалобы рассмотрены Семнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.

31.08.1992 решением Исполнительного комитета Первомайского районного Совета народных депутатов Удмуртской АССР N 198 (п. 1) зарегистрирован устав государственного Ижевского авиапредприятия (т. 2, л.д. 48).

Как следует из пункта 1.1
устава, учредителем предприятия является Государственный комитет Удмуртской Республики по управлению госимуществом. Авиапредприятие относится к собственности Удмуртской Республики, Государственный комитет Удмуртской Республики по управлению госимуществом передает авиапредприятию имущество в полное хозяйственное ведение (п. 1.4 устава).

Постановлением главы администрации Первомайского района от 14.07.1995 N 1427 (п. 3) зарегистрированы изменения в устав Ижевского государственного авиапредприятия, в соответствии с которыми изменено название предприятия на государственное авиапредприятие “А“ (т. 2, л.д. 59), в связи с чем 14.07.1995 администрацией Первомайского района выдано свидетельство N 679-92-П о государственной регистрации государственного авиапредприятия “И“ (т. 2, л.д. 61).

26.01.2004 Правительством Удмуртской Республики принято Постановление N 6 “О прогнозном плане приватизации собственности Удмуртской Республики на 2004 год“ (т. 1, л.д. 63-69), согласно которому в перечень государственных предприятий, которые планировалось приватизировать в 2004 году, включены государственное предприятие “И“, Завьяловский районный аэропорт.

Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 17.05.2004 N 464-р (т. 2, л.д. 70) принято решение о приватизации государственного авиапредприятия “И“ способом преобразования в открытое акционерное общество.

Во исполнение вышеназванных решений Правительства Удмуртской Республики Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики и ОАО “И“ 10.06.2004 подписан передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного авиапредприятия “И“ (т. 1, л.д. 48). В соответствии с этим актом и п. 6.1 устава ОАО “И“ (т. 1, л.д. 19) уставный капитал общества составляет 32990000 руб.

Имущество, указанное в приложении N 1 к передаточному акту от 10.06.2004 (т. 1, л.д. 49-58), вошло в состав имущественного комплекса государственного авиапредприятия “И“, подлежащего приватизации.

В приложении N 2 к передаточному акту содержится перечень имущества, не подлежащего приватизации (т. 1, л.д. 59-60), согласно которому в государственной собственности Российской Федерации оставлен
объект под п. 1.3: УР, Завьяловский район, аэропорт, часть первого этажа (за исключением кабинета N 22), часть второго этажа (кабинеты N 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 25, 26, 27) трехэтажного здания командно-диспетчерского пункта (литер А), кабинет N 3 второго этажа семиэтажной башни (литер Б), соединенной с трехэтажным зданием Ф.И.О. второго и третьего этажей.

Полагая, что в результате приватизации государственного предприятия “И“ из собственности Российской Федерации незаконно отчуждено федеральное имущество, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно ч. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Под приватизацией государственного или муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц (ст. 1 ФЗ РФ “О приватизации государственного и муниципального имущества“).

Права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества (ч. 1 ст. 209 ГК РФ).

В силу п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ и п. 4 раздела IV приложения N 1 к этому Постановлению предприятия и объекты воздушного транспорта отнесены исключительно к федеральной собственности.

Решением от 30.11.2005 N 1982/05 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал недействительными Постановление Правительства Удмуртской Республики от 26.01.2004 N 6 “О прогнозном плане приватизации собственности Удмуртской
Республики на 2004 год“ в части включения в раздел 2 указанного прогнозного плана государственного предприятия “А“ и распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 17.05.2004 N 464-р “Об условиях приватизации государственного предприятия “А“ (т. 1, л.д. 7-14).

При рассмотрении вышеназванного дела ВАС РФ установил, что государственное Ижевское авиапредприятие являлось предприятием исключительно федеральной собственности независимо от того, что в п. 1.4 устава указано о том, что авиапредприятие относится к собственности Удмуртской Республики, поскольку это положение не соответствует требованиям законодательных норм и противоречит решению Госкомитета Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом от 18.08.1992, т.к. Госкомимущество Удмуртской Республики как территориальный орган Госкомимущества России создавало названное предприятие, ссылаясь на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, Приказ Госкомимущества России от 22.05.1992 N 96, и во исполнение Приказа министра гражданской авиации, изданного 19.07.1991 N 172.

Кроме того, ВАС РФ сделан вывод о том, что, издав эти ненормативные акты, Правительство Удмуртской Республики неправомерно распорядилось государственным предприятием “А“, являющимся исключительно федеральной собственностью.

Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Статьей 40 АПК РФ к лицам, участвующим в деле, относятся стороны (истец и ответчик), заявители и заинтересованные лица, третьи лица, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ.

АПК РФ не содержит требований о том, что для применения ч. 2 ст. 69 АПК РФ необходимо участие юридических лиц в арбитражном процессе в качестве одних
и тех же лиц по различным делам.

Как следует из вводной части решения ВАС РФ от 30.11.2005 N 1982/05, в этом деле участвовали Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике, Удмуртская Республика в лице Правительства Удмуртской Республики, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), ОАО “И“.

При таких условиях правильным является вывод суда первой инстанции о том, что обстоятельства, установленные ВАС РФ при рассмотрении дела N 1982/05, имеют преюдициальное значение при рассмотрении данного спора в соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ.

17.10.1995 между Российской Федерацией и Удмуртской Республикой подписан договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики (т. 1, л.д. 104-106).

17.10.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики заключено соглашение о разграничении государственной собственности (т. 1, л.д. 107-109).

Вместе с тем, несостоятельна ссылка ответчиков на данные акты как на основание возникновения права собственности Удмуртской Республики на спорное имущество.

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики не содержит условий о разграничении государственной собственности на предприятия и объекты воздушного транспорта.

Статьей 3 соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики о разграничении государственной собственности установлено, что к общей собственности Российской Федерации и Удмуртской Республики относятся объекты согласно приложению N 2. Вопросы владения, пользования и распоряжения общей собственностью решаются на основе конкретных соглашений между Госкомимуществом России или Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики. Предприятия, приведенные в приложении N
2, меняют уровень собственности с момента заключения данного соглашения.

Согласно приложению N 2 к вышеназванному соглашению Ижевское государственное авиапредприятие Минтранса России включено в перечень государственных предприятий и объектов, находящихся в общей собственности Российской Федерации и Удмуртской Республики.

Доказательства определения долей в общей собственности в отношении имущества Ижевского государственного авиапредприятия между Российской Федерацией и Удмуртской Республикой отсутствуют.

При рассмотрении дела N 1982/05 Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации также дана оценка этим актам.

Так, ВАС РФ сделан вывод о том, что статья 3 соглашения от 17.10.1995 и приложение N 2 к этому соглашению в части, касающейся отнесения Ижевского государственного авиапредприятия к общей собственности Российской Федерации и Удмуртской Республики, не соответствуют договору от 17.10.1995 и нормам действующего законодательства.

Кроме того, ВАС РФ установлено, что договором от 17.10.1995 к совместному ведению Российской Федерации и Удмуртской Республики не отнесен вопрос разграничения государственной собственности на объекты воздушного транспорта.

Данные обстоятельства не доказываются вновь на основании ч. 2 ст. 69 АПК РФ.

Не может быть принят во внимание довод ответчиков о том, что спорное имущество было передано в собственность Удмуртской Республики в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп “Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности“.

Доказательства направления перечня подлежащих передаче в собственность Удмуртской Республики государственных предприятий и иного государственного имущества в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом с письмом Госкомитета Удмуртской Республики по управлению имуществом от 13.07.1992 N 1-284 (т. 1, л.д. 100) отсутствуют.

Не имеется в материалах дела также доказательств получения этого письма с приложениями Государственным комитетом Российской Федерации
по управлению государственным имуществом.

При таких условиях не доказан в соответствии со ст. 65 АПК РФ довод ответчиков о соблюдении ими распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп в части соблюдения порядка составления и утверждения перечня объектов, в состав которых было включено государственное предприятие “И“.

Следовательно, заключая спорную сделку приватизации, Удмуртская Республика в нарушение требований ст. 209, 217 ГК РФ распорядилась не принадлежащим ей имуществом.

При таких обстоятельствах правильным является вывод суда первой инстанции о том, что сделка приватизации государственного предприятия “И“ является недействительной (ничтожной) на основании ст. 168 ГК РФ.

В остальной части иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности - возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом, т.е. должна применяться двусторонняя реституция.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что государственное предприятие “И“ ликвидировано. Иное не доказано в порядке ст. 65 АПК РФ.

Истец не является стороной по спорной сделке, поэтому не могут быть применены последствия недействительности сделки в виде возврата спорного имущества в состав федеральной собственности.

Учитывая изложенное, решение суда подлежит изменению.

Госпошлина по иску в сумме 4000 руб. и апелляционным жалобам в сумме 2000 руб. относится на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Госпошлина по иску в сумме 2000 руб. и апелляционным жалобам в сумме 1000 руб. относится на истца (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“).

На каждого из ответчиков относится госпошлина по иску в сумме 1000 руб. и апелляционной жалобе в сумме 500 руб.

Руководствуясь ст. 266, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.06.2007 по делу N А71-9666/06-Г10 изменить, иск удовлетворить частично.

Признать недействительной (ничтожной) сделку приватизации государственного предприятия “И“, оформленную передаточным актом от 10.06.2004, между Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики и ОАО “И“.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в доход федерального бюджета РФ госпошлину по иску в сумме 2000 руб. и апелляционным жалобам в сумме 1000 руб.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в пользу ОАО “И“ госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 500 руб.

Взыскать с Удмуртской Республики в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики в доход федерального бюджета РФ госпошлину по иску в сумме 1000 руб. и апелляционной жалобе в сумме 500 руб.

Взыскать с ОАО “И“ в доход федерального бюджета РФ госпошлину по иску в сумме 1000 руб.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.