Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2007 N 17АП-4824/07-АК по делу N А60-7473/2007-С10 Судом установлено, что допущенное в оформлении счетов-фактур нарушение носило устранимый характер, а поскольку обществом представлены исправленные счета-фактуры, содержащие все предусмотренные реквизиты, отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС неправомерен.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 16 августа 2007 г. Дело N А60-7473/2007-С10 17АП-4824/07-АК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества “П“ (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2007 по делу N А60-7473/2007-С10 по заявлению общества о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области (далее - налоговый орган, инспекция) и

УСТАНОВИЛ:

общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений налогового органа от 12.02.2007 N 1450, 1451, 1466.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2007
в удовлетворении требований общества отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неполное исследование и выяснение судом всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.

По мнению заявителя жалобы, суд принял решение без учета позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 261-О, не дав оценку представленным в судебное заседание счетам-фактурам, исправленным в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В судебном заседании представителем общества была поддержана апелляционная жалоба по доводам, изложенным в ней.

Представители налогового органа возражали против доводов апелляционной жалобы, считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.

Законность судебного акта проверена арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из обстоятельств дела, налоговым органом проведены камеральные проверки представленных обществом основных и уточненной деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за июль, август 2006 г., по результатам которых установлено занижение НДС в результате необоснованного предъявления к вычету налога по счетам-фактурам, оформленным с нарушением ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс): неверное указание идентификационного номера налогоплательщика - продавца.

Указанное обстоятельство явилось основанием для принятия инспекцией оспариваемых решений от 12.07.2007 N 1450, 1451, 1466.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что счета-фактуры, не соответствующие требованиям ст. 169 Кодекса, являются основанием для отказа в возмещении НДС. При этом суд исходил из того, что исправленные счета-фактуры на момент принятия оспариваемых решений не были представлены для проверки в налоговый орган.

Согласно ст. 171
Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В силу ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно ст. 169 Кодекса документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету, является счет-фактура.

В соответствии с п. 5 ст. 169 Кодекса в счете-фактуре должны быть указаны в том числе наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.

При этом сведения, содержащиеся в счете-фактуре, предусмотренные п. 5 ст. 169 Кодекса, должны быть достоверны.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 ст. 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Материалы дела свидетельствуют о том, что налоговый орган доначислил обществу НДС вследствие применения налоговых вычетов по счетам-фактурам, оформленным с нарушением п. 5 ст. 169 Кодекса.

В частности, инспекцией установлено, что в реквизитах, указанных в договоре поставки N 23/1 налогоплательщика с ООО “А“, последнему присвоен ИНН 663202338.

Указанный ИНН подтверждается ответом на запрос от 20.12.2006 N 113-09-21 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области.

При просмотре представленных в ходе камеральной проверки счетов-фактур проверяющими установлено, что в реквизитах спорных счетов-фактур указан ИНН 6625034420, то
есть ИНН, принадлежащий покупателю товара - ОАО “П“.

По результатам проверки налоговым органом в адрес общества направлены извещения от 28.12.2006, в которых обществу было сообщено о том, что поставщик товаров (работ, услуг) ООО “А“ финансовую и хозяйственную деятельность не ведет, представляет нулевую налоговую отчетность, что ставит под сомнение реальность сделок налогоплательщика с его контрагентом.

Кроме этого, инспекцией указано на отсутствие оснований для применения налоговых вычетов по НДС по счетам-фактурам, оформленным с нарушением п. 5 ст. 169 Кодекса.

В соответствии со ст. 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Однако налоговым органом требования данного нормативного акта не были выполнены: налогоплательщику не было предложено исправить допущенные при заполнении счетов-фактур ошибки и в последующем представить их в налоговый орган для проверки.

Глава 21 Кодекса и Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, не содержат положений о том, что допущенные при оформлении счетов-фактур нарушения не могут быть устранены, а недостающая информация восполнена.

Арбитражным апелляционным судом установлено, что общество самостоятельно обратилось к поставщику товаров (работ, услуг) с просьбой внести исправления в реквизит “ИНН продавец“ в выставленных счетах-фактурах, после чего заверенные в установленном
порядке копии исправленных счетов-фактур были представлены налогоплательщиком в суд и приобщены к материалам дела.

Однако суд при разрешении спора не принял исправленные счета-фактуры, сославшись на то, что на момент принятия оспариваемых решений исправленные счета-фактуры не были представлены обществом для проверки в налоговый орган.

Между тем, в силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагает, что налогоплательщик вправе представить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета.

Исследовав и оценив представленные обществом в суд спорные счета-фактуры, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов по НДС, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что допущенное в оформлении счетов-фактур нарушение носило устранимый характер, а исправленные счета-фактуры содержат все предусмотренные ст. 169 Кодекса реквизиты.

Кроме того, внесение в спорные счета-фактуры исправлений не повлияло на размер налоговых вычетов, заявленных налогоплательщиком.

В подтверждение факта оприходования товаров (работ, услуг) обществом представлены товарные накладные по форме ТОРГ-12, которые в соответствии с Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.1998 N 132 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций“ являются первичным документом, подтверждающим факт оприходования товарно-материальных ценностей.

Принимая во внимание, что обществом доказано право на вычет, решения налогового органа следует признать недействительными, а решение суда - отменить.

В соответствии с п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным
судом со стороны.

На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.37, 333.40 Кодекса, ввиду того, что имеет место обращение в суд апелляционной инстанции с жалобой, налоговый орган по смыслу подп. 1 п. 2 ст. 333.17 Кодекса является плательщиком государственной пошлины, в связи с чем судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.

Таким образом, с налогового органа подлежит взысканию в пользу общества госпошлина: по заявлению - в сумме 6000 руб., по апелляционной жалобе - в сумме 1000 руб.

Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, п. 1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2007 по делу N А60-7473/2007-С10 отменить.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области от 12.02.2007 N 1450, 1451, 1466.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области в пользу открытого акционерного общества “П“ расходы по уплате госпошлины: по заявлению - в сумме 6000 руб., по апелляционной жалобе - в сумме 1000 руб.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.