Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2007 N 17АП-3811/2007-АК по делу N А60-4394/2007-С6 Правила о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 14 июня 2007 г. Дело N А60-4394/2007-С6 17АП-3811/2007-АК“

(извлечение)

Рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ N 10 по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2007 по делу N А60-4394/2007-С6 по заявлению индивидуального предпринимателя Н. к МРИ ФНС РФ N 10 по Свердловской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 1387 руб. 44 коп.,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Н. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий МРИ ФНС
РФ N 10 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган), выразившихся в отказе произвести возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2005 год в сумме 1387 руб. 44 коп.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2007 заявленные требования индивидуального предпринимателя Н. удовлетворены.

Заинтересованное лицо с решением суда первой инстанции не согласно и по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, полагает, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не может быть произведен налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), поскольку отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ссылается на то, что судом первой инстанции неправомерно взыскана госпошлина в сумме 100 рублей в пользу предпринимателя, от уплаты которой налоговый орган освобожден.

Заявитель письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, органом Пенсионного фонда РФ была установлена задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за период 2005 года, соответствующих пеней в общей сумме 1387 руб. 44 коп. и направлено предпринимателю требование от 24.03.2006 N 383 об уплате указанных
сумм.

Неисполнение в установленный срок требования об уплате страховых взносов, пени послужило основанием для вынесения органом Пенсионного фонда РФ решения N 426 от 06.06.2006 о взыскании с индивидуального предпринимателя Н. недоимки по страховым взносам и пени.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.10.2006 по делу N А60-30274/06-С5 требование N 383 от 24.03.2006 об уплате недоимки по страховым взносам, пени в Пенсионный фонд РФ, выставленное ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Первоуральске Свердловской области, признано незаконным.

Сумма задолженности в размере 1387 руб. 44 коп. предпринимателем уплачена по квитанции АА 4415709 от 21.06.2006, что привело к переплате по страховым взносам в виде фиксированного платежа за 2005 год.

04.12.2006 заявитель обратился в МРИ ФНС РФ N 10 по Свердловской области с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы по страховым взносам в соответствии со ст. 78 НК РФ.

Письмом от 06.02.2007 N 08-25/688 налоговым органом отказано в возврате переплаченной суммы. Основанием для отказа послужил вывод инспекции о невозможности осуществления возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов в порядке ст. 78 НК РФ.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган наделен полномочиями для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, оснований для отказа в возврате в сумме 1387 руб. 44 коп. у инспекции не имелось.

Данные выводы суда являются законными и обоснованными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2 данного Закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах.

Согласно пп. 1, 2 ст. 25 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда РФ сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что положения ст. 78 НК РФ подлежат применению при возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Статьей 78 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Правила о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с приложением 11.1 “Главные распорядители средств федерального бюджета - администраторы поступлений в бюджеты РФ“ к Федеральному закону “О бюджетной классификации РФ“, Федеральная налоговая служба РФ (код 182) является администратором поступлений в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд
РФ на выплату как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии.

Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ утвержден Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, пункт 3 которого предусматривает порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и особенности его применения, информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам. Сверка расчетов налогоплательщика проводится налоговым органом в обязательном порядке, в том числе по инициативе налогоплательщика. Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акты сверки расчетов налогоплательщика, справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.

Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ установлено право страховщика - Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов для органов Пенсионного фонда РФ законодательством не установлено.

Из вышеприведенных нормативных актов следует, что налоговый орган наделен полномочиями для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, реализация права страхователя на возврат излишне уплаченных страховых взносов может быть осуществлена путем его обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган в порядке, установленном главой 12 НК РФ.

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что у предпринимателя имеется переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа за 2005 год в сумме 1387 руб. 44 коп., поэтому требования заявителя о возврате
указанной суммы являются правомерными.

Действия налогового органа, выразившиеся в отказе произвести возврат излишне уплаченной суммы страховых взносов, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что возврат не может быть произведен в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ, вследствие отсутствия полномочий, правомерно не принят судом первой инстанции, поскольку противоречит положениям ст. 2, пп. 1, 2 ст. 25 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, в том числе и уплаченная государственная пошлина, понесенная лицами, участвующими в деле, в пользу которых вынесен судебный акт, взыскиваются с проигравшей стороны. Если сумма и порядок уплаты государственной пошлины определяются в соответствии с законодательством, действующим на момент совершения этого действия, то порядок распределения судебных расходов, в том числе и при решении вопроса о взыскании государственной пошлины с налогового органа, определяется на момент вынесения решения.

Пунктом 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ“ с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ.

При распределении судебных расходов по делам об оспаривании решений налогового органа, решения по которым выносятся после 1 января 2007 года, должно применяться общее правило ст. 110 АПК РФ, устанавливающее, что в таких случаях государственная пошлина подлежит взысканию в пользу заявителя с заинтересованного лица пропорционально размеру удовлетворенных требований (п. 1 ст. 110 АПК РФ).

Аналогичной позиции придерживается Высший Арбитражный Суд РФ. В пункте 5 Информационного письма
от 13 марта 2007 г. N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ“ дано разъяснение по вопросу о порядке возмещения заявителю, в пользу которого вынесен судебный акт, расходов по уплате государственной пошлины, понесенных по делу об оспаривании ненормативного правового акта, действия (бездействия) государственного органа (органа местного самоуправления). В частности, Высший Арбитражный Суд РФ указал, что в соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ с 1 января 2007 г. признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета. Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

Данное разъяснение соответствует действующему арбитражному процессуальному, налоговому законодательству РФ. Отсутствие в действующем бюджетном законодательстве механизма, регулирующего процедуру произведения взыскания за счет налогового органа, не является основанием для освобождения проигравшей стороны от обязанности по несению судебных расходов. В противном случае это противоречило бы принципу равноправия сторон (ст. 8 АПК РФ).

При таких обстоятельствах, поскольку заявленные предпринимателем требования в деле, где налоговый орган выступает заинтересованным лицом, удовлетворены
полностью, госпошлина, уплаченная по квитанции от 22.02.2007, правомерно взыскана судом первой инстанции с заинтересованного лица - МРИ ФНС РФ N 10 по Свердловской области - в пользу индивидуального предпринимателя Н. в сумме 100 рублей.

Доводы налогового органа, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ с МРИ ФНС РФ N 10 по Свердловской области подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 50 рублей, поскольку при подаче жалобы госпошлина уплачена не была, а оснований для освобождения государственных органов от госпошлины по делам, в которых они выступали в качестве ответчиков, НК РФ не предусматривает (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117).

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: решение Арбитражного суда Свердловской области от 9 апреля 2007 г. имеет номер А60-4394/07-С6.

решение Арбитражного суда Свердловской области от 9 апреля 2007 г. по делу N 60-4394/07-С6 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 10 по Свердловской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС РФ N 10 по Свердловской области в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе 50 рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени,
месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.