Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2007 N 17АП-2242/2007-ГК по делу N А71-2951/2006-Г2 Нормы законодательства о банкротстве не предусматривают право собрания кредиторов принимать решение о продолжении осуществления должником предпринимательской деятельности на стадии конкурсного производства. Решение собрания об одобрении такой деятельности является недействительным.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 9 апреля 2007 г. Дело N 17АП-2242/2007-ГК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу ФНС России в лице МИФНС России N 6 по Удмуртской Республике на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.02.2007 по делу N А71-2951/2006-Г2 по заявлению ФНС России о признании недействительным решения собрания кредиторов ЗАО “Б“ от 19.12.2006 по вопросу пятому повестки дня о разрешении конкурсному управляющему осуществлять предпринимательскую деятельность.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...Арбитражный суд Пермской области...“, имеется в виду “...Арбитражный суд Удмуртской Республики...“.

ФНС России в лице
МИФНС России N 6 по Удмуртской Республике обратилась в Арбитражный суд Пермской области с жалобой на решение собрания кредиторов ЗАО “Б“ от 19.12.2006 по пятому вопросу повестки дня о разрешении конкурсному управляющему осуществлять предпринимательскую деятельность.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.02.2007 жалоба признана необоснованной.

Не согласившись с определением суда и полагая, что решение собрания кредиторов по данному вопросу принято с нарушением требований Закона о банкротстве, ФНС России просит определение отменить, признать недействительным решение собрания кредиторов ЗАО “Б“ от 19.12.2006 в части разрешения конкурсному управляющему осуществлять предпринимательскую деятельность.

Рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 266, 268, 272 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.10.2006 ЗАО “Б“ признано банкротом и в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на 1 год.

В соответствии с п. 1 ст. 129 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ с даты утверждения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника в пределах и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве.

Согласно п. 2 вышеназванной статьи конкурсный управляющий обязан принять имущество должника, провести его инвентаризацию, принять в случае необходимости меры к оценке имущества, обеспечить его сохранность, принять меры к взысканию дебиторской задолженности, отысканию и возврату имущества, находящегося у третьих лиц, вести реестр требований кредиторов, заявлять возражения против требований кредиторов, предъявленных к должнику, уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства.

Для исполнения возложенных на него обязанностей конкурсный управляющий вправе распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о банкротстве, увольнять работников должника, заявлять отказ от исполнения договоров и
иных сделок, передать на хранение документы должника, предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, направленные на возврат имущества должника.

Исходя из целей и задач конкурсного производства, прав и обязанностей конкурсного управляющего, следует, что конкурсный управляющий не может осуществлять предпринимательскую деятельность на стадии конкурсного производства.

Пунктом 2 ст. 12 Закона о банкротстве определена исключительная компетенция собрания кредиторов, перечень которой является исчерпывающим. Данный перечень не предусматривает права собрания кредиторов принимать решения об осуществлении предпринимательской деятельности в период конкурсного производства.

Иные вопросы, входящие в компетенцию собрания кредиторов, определены Законом о банкротстве применительно к отдельным процедурам банкротства.

В период конкурсного производства собрание кредиторов может рассмотреть вопрос о порядке оплаты услуг по оценке имущества должника (п. 1 ст. 130), принять решение об оценке движимого имущества должника, балансовая стоимость которого составляет менее 100000 руб., без привлечения независимого оценщика (п. 3 ст. 130), заслушать отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника (п. 3 ст. 133), принять решение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника (п. 3 ст. 139), дать согласие на продажу прав требования должника (п. 1 ст. 140), принять решение о замещении активов должника (п. 1 ст. 141), об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению (п. 1 ст. 146).

Из содержания перечисленных норм Закона не следует, что собрание кредиторов вправе принимать решение о продолжении осуществления должником предпринимательской деятельности на стадии конкурсного производства.

Таким образом, приняв решение о разрешении конкурсному управляющему заниматься предпринимательской деятельностью, собрание кредиторов вышло за пределы компетенции,
установленные Законом о банкротстве.

Кроме того, при осуществлении предпринимательской деятельности возникает обязанность должника по начислению и уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, которые подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав уполномоченного органа в связи с увеличением размера задолженности по обязательным платежам и невозможностью их удовлетворения.

Согласно п. 4 ст. 15 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.

Поскольку решение по оспариваемому пункту принято собранием кредиторов с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов его компетенции и нарушает права заявителя, решение собрания кредиторов по данному вопросу подлежит признанию недействительным.

При таких обстоятельствах определение арбитражного суда от 08.02.2007 подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 268-271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 8 февраля 2007 года по делу N А71-2951/2006-Г2 отменить.

Признать решение собрания кредиторов ЗАО “Б“ от 19 декабря 2006 года по вопросу пятому повестки дня, устанавливающему в целях обеспечения сохранности имущества должника разрешить конкурсному управляющему осуществлять предпринимательскую деятельность в период конкурсного производства, недействительным.

Настоящее постановление является окончательным
и обжалованию в порядке кассационного производства не подлежит.