Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2007 N 17АП-1836/2007-ГК по делу N А50-20199/2006-Г27 Земельный участок, предоставленный оспариваемым распоряжением ответчика в аренду третьему лицу, является федеральной собственностью и находится на праве бессрочного (постоянного) пользования у истца, которое не прекращено в установленном порядке. Данное обстоятельство говорит о недействительности указанного распоряжения.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 5 апреля 2007 г. Дело N 17АП-1836/2007-ГК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области на решение Арбитражного суда Пермского края от 20 февраля 2007 года (резолютивная часть) по делу N А50-20199/2006-Г27 по заявлению ОАО “Р“ о признании незаконным ненормативного правового акта государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Р“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области от 05.09.2006 N 724-р “О предоставлении земельного участка в
аренду ООО “А“.

Определениями суда от 06.12.2006 и от 11.01.2007 к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц ООО “А“, администрация Соликамского муниципального района Пермского края, комитет имущественных отношений Соликамского муниципального района (л.д. 1, 48, том 1).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.02.2007 распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области от 05.09.2006 N 724-р “О предоставлении земельного участка в аренду ООО “А“ признано незаконным (л.д. 41-43, том 2).

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области, не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе просит решение суда от 20.02.2007 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что судом первой инстанции сделан необоснованный вывод об отнесении спорного земельного участка к категории земли транспорта, относящийся к категории земель поселений. Заявитель также ссылается на то, что оспариваемое распоряжение соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов ОАО “Р“, поскольку каких-либо объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, на спорном земельном участке не расположено и под полосу отвода железных дорог он землю не использует.

ОАО “Р“ с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда от 20.02.2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав в судебном заседании, что оспариваемым распоряжением Территориальное управление ФАУФИ по Пермской области предоставило ООО “А“ земельный участок из состава земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, предоставленного ОАО “Р“. Заявитель также пояснил, что на спорных землях может и не быть его объектов, так как указанные земли переданы ОАО “Р“ для специальных целей, установленных законом, в том числе и для случаев
возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Заявитель указал также, что наложение спорного земельного участка на земли отвода железных дорог подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермской области от 30.05.2006 по делу N А50-7445/2006-Г17.

Заинтересованное лицо - ООО “А“ - доводы апелляционной жалобы поддерживает, просит отменить решение суда от 20.02.2007.

Заинтересованные лица - администрация Соликамского муниципального района Пермского края, комитет имущественных отношений Соликамского муниципального района, - извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ не представили.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 266 АПК РФ, установил.

17.10.2001 и 18.10.2001 зарегистрировано право собственности муниципального образования “Администрация Соликамского района“ на нежилое кирпичное здание склада общей площадью 1982,5 кв. м, железнодорожный тупик протяженностью 120 м, 1-этажное кирпичное нежилое здание стоянки тракторов общей площадью 157 кв. м, расположенные по адресу: Пермская область, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, 43, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи (л.д. 33-35, том 1).

01.06.2003 комитетом имущественных отношений Соликамского района (арендодатель) и ООО “А“ (арендатор) заключен договор аренды вышеуказанных объектов недвижимости сроком по 31.05.2052 (л.д. 9-10, том 1).

05.09.2006 распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области N 724-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО “Р“ частью земельного участка общей площадью 16513 кв. м, из земель поселений, находящегося по адресу: г. Соликамск, ул. Железнодорожная, 43, который предоставлен в аренду ООО “А“ под производственную территорию сроком на 4 года 11 месяцев (л.д. 26,
том 1).

Ссылаясь на то, что распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области N 724-р от 05.09.2006 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ОАО “Р“ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта незаконным на основании п. 1 ст. 36, ст. 45, 53 Земельного кодекса, ст. 198-201 АПК РФ.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращаясь в арбитражный суд, заявитель ссылается на то, что земельный участок площадью 692324 кв. м, в который входит спорный земельный участок площадью 16513 кв. м, предоставленный оспариваемым распоряжением N 724-р от 05.09.2006 в аренду ООО “А“, является федеральной собственностью и находится на праве бессрочного (постоянного) пользования у ОАО “Р“, которое не прекращено в установленном ст. 45 Земельного кодекса порядке, в связи с чем у Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области отсутствовали законные основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.

Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, земельный участок под полосу отвода железной дороги и западную площадку
ст. “Соликамск-2“ (земли поселений), общей площадью 692324 кв. м, с кадастровым номером 59:10:00 00 000:0001, расположенный по адресу: Пермская область, г. Соликамск, южная, юго-восточная части, является федеральной собственностью и был предоставлен ГП “П“ на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 14-23, 36, том 1).

Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Пермской области N 373-р от 30.05.2005 земельный участок из земель поселений общей площадью 692324 кв. м, находящийся по адресу: г. Соликамск, южная, юго-восточная части, предоставлен в аренду сроком на 4 года 11 месяцев ОАО “Р“, созданному путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта в соответствии с положениями Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ (л.д. 62, 90-95, том 1).

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, выписке из реестра муниципальной собственности от 15.04.2005 N 145, находящиеся на спорном земельном участке площадью 16513 кв. м объекты недвижимости, предоставленные в аренду ООО “А“ на основании договора аренды от 01.06.2003, являются муниципальной собственностью (л.д. 13, 33-35, том 1).

В соответствии с абз. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, данная норма ЗК РФ является общей
и осуществляет регулирование предоставления в аренду земельных участков, не ограниченных в обороте, собственникам находящихся на них зданий, строений и сооружений. При этом второй абзац данной статьи закрепляет за указанной категорией лиц право на приобретение права аренды и прямо указывает, что порядок такого приобретения устанавливается Кодексом и федеральными законами.

Подпункт 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ устанавливает, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта.

Пунктом 3 ст. 27 ЗК предусмотрено, что содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

Такие ограничения закреплены в абзаце 4 п. 3 ст. 4 ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“, согласно которому порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО “Р“. Данные Правила определяют порядок пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО “Р“ для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.

В данном случае спорный земельный участок площадью 16513 кв. м входит в состав земельного участка площадью 692324 кв. м, данное обстоятельство установлено решением Арбитражного суда Пермской области от 30.05.2006 по делу N А50-7445/2006-Г17, вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора в силу п. 2 ст. 69 АПК РФ, и сторонами не оспаривается.

В связи с предоставлением спорного земельного участка площадью 16513 кв. м в аренду ООО “А“ оспариваемым ненормативным актом уменьшена площадь земельного участка, находящегося у
ОАО “Р“ на праве аренды, с 692324 кв. м до 675811 кв. м (692324 кв. м - 675811 кв. м = 16513 кв. м) (п. 6 распоряжения от 05.09.2006 N 724-р - л.д. 26-27, том 1).

Между тем, земельный участок общей площадью 692324 кв. м, в состав которого входит спорный земельный участок, находится в полосе отвода железной дороги, что также установлено имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора решением Арбитражного суда Пермской области от 30.05.2006 по делу N А50-7445/2006-Г17 и подтверждается кадастровым планом земельного участка от 20.08.2003 N 10/03-01-1124, свидетельством о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок от 24.01.2005, пояснениями представителя ОАО “Р“ (л.д. 14-24, 36, том 1).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в РФ“ землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и(или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

Поскольку спорный земельный участок относится к землям железнодорожного транспорта, порядок и условия пользования таким земельным участком в соответствии с абзацем 4 п. 3 ст. 4 ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ регламентируется Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу “Р“, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО “Р“, за
исключением случая, если договор аренды был заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения до утверждения настоящих Правил.

Из изложенного следует, что договор аренды на спорный земельный участок может быть заключен с ОАО “Р“, который вправе предоставить такой земельный участок в субаренду собственнику расположенного на земельном участке здания, строения и сооружения (п. 4 Правил).

Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения РФ от 15.05.1999 N 26Ц, зарегистрированным в Минюсте РФ 27.07.1999 за N 1848, также предусмотрено, что право на передачу земельных участков в полосе отвода вторичным землепользователям предоставлено железной дороге. Указанные Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 и Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15.05.1999 N 26Ц недействующими в установленном законом порядке не признаны.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что у Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области отсутствовали основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ОАО “Р“ частью земельного участка площадью 16513 кв. м (ст. 45, 53 ЗК РФ).

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что права ОАО “Р“ оспариваемым распоряжением от 05.09.2006 N 724-р не нарушены, поскольку на данном земельном участке какие-либо строения, сооружения и иные объекты недвижимости, принадлежащие ОАО “Р“, не расположены, подлежит отклонению, так как в соответствии с действующим законодательством полоса отвода, прилегающая к железнодорожным путям, является землей железнодорожного транспорта вне зависимости от расположения на ней каких-либо объектов недвижимости и предназначается для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как основанные на неверном
толковании норм права и противоречащие обстоятельствам дела.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда от 20.02.2007, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермского края от 20.02.2007 по делу N А50-20199/2006-Г27 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Уральского округа через Арбитражный суд Пермского края.