Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2007 N 17АП-1816/2007-АК по делу N А71-9393/2006-А25 Основным критерием, характеризующим торговую площадь, является ее использование для торговли. При этом размер площади определяется на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Из материалов дела следует, что налоговый орган неверно определил категорию спорного помещения, что повлекло необоснованное доначисление ЕНВД.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 3 апреля 2007 г. Дело N 17АП-1816/2007-АК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 7 по Удмуртской Республике на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.01.2007 по делу N А71-9393/2006-А25 по заявлению индивидуального предпринимателя В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 7 по Удмуртской Республике о признании недействительными решения и требования,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель В. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
Российской Федерации N 7 по Удмуртской Республике (далее - налоговая инспекция) от 02.10.2006 N 13-817 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предпринимателю доначислен единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД) в сумме 10563 руб., и требования N 11358 об уплате налога по состоянию на 30.10.2006 в части уплаты вышеуказанной суммы ЕНВД.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.01.2006 (резолютивная часть решения от 29.01.2007) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Удмуртской Республики отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

В судебном заседании представителями налогового органа заявлено ходатайство об уточнении требований апелляционной жалобы, в соответствии с которым представители просят исключить из жалобы доводы, касающиеся торгового павильона, как не имеющие отношения к рассматриваемому делу.

Судом апелляционной инстанции данное ходатайство удовлетворено.

Представители инспекции доводы апелляционной жалобы поддержали, указывают на то, торговое помещение, где предпринимателем осуществлялась деятельность по реализации товаров, не относится к магазину или павильону, но является стационарным торговым помещением, имеющим торговый зал, что подтверждается инвентаризационными документами, а значит, входит в перечень объектов, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), для которых при исчислении ЕНВД должен применяться физический показатель “площадь торгового зала“, так как данный перечень является открытым.

Предприниматель отзыв на жалобу не представил. В судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на то, что у арендуемого торгового помещения отсутствует торговый зал в соответствии с его понятием, приведенным
в ГОСТ, поскольку в помещении осуществляется не только реализация, но и приемка, хранение и предпродажная подготовка товара.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя N 2146 от 15.04.1997 (ОГРН 304183930600030), запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена 01.11.2004.

Одним из видов осуществляемой предпринимателем деятельности является розничная торговля.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки уточненной декларации по ЕНВД за 2 квартал 2004 г. и документов, представленных предпринимателем, налоговым органом вынесено решение от 02.10.2006 N 13-817 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предпринимателю доначислен ЕНВД за 2 квартал 2004 г. в сумме 10563 руб. (л.д. 7-10).

Доначисление ЕНВД произведено в связи с неверным, по мнению налогового органа, применением физического показателя - торговое место с соответствующей базовой доходностью, а именно - предпринимателем был применен физический показатель, установленный для объектов стационарной торговой сети, не имеющей торгового зала, либо для объектов нестационарной торговой сети. Налоговый орган полагает, что в данном случае для исчисления ЕНВД следует применять физический показатель, установленный для объектов стационарной торговой сети, имеющих торговый зал.

Считая вынесенное решение незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о правомерности отнесения налоговым органом арендуемых налогоплательщиком помещений к объектам стационарной торговой сети, имеющей торговый зал, в соответствии с положениями ст. 346.27
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а следовательно, отсутствие оснований при исчислении ЕНВД для применения физического показателя “площадь торгового зала“ и, соответственно, базовой доходности 1200 руб. в месяц.

Выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными на основании следующего.

В силу п. 1 статьи 346.28 НК РФ предприниматель является плательщиком единого налога на вмененный доход.

Исходя из норм статьи 346.26 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2004 году), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности, в том числе, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, и значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 на территории Удмуртской Республики установлены Законом Удмуртской Республики от 27.11.2002 N 62-РЗ “О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Удмуртской Республике“.

Согласно ст. 346.29 НК РФ единый налог на вмененный доход исчисляется исходя из количества физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, базовой
доходности, с учетом корректирующих коэффициентов К1, К2 и К3.

При этом Налоговым кодексом Российской Федерации установлены различные физические показатели в зависимости от осуществления розничной торговли через объекты стационарной сети, имеющие торговые залы, и через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.

Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) для исчисления суммы единого налога на вмененный доход при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, используется физический показатель “площадь торгового зала (в кв. м)“ и базовая доходность 1200 руб. в месяц, а при осуществлении розничной торговли через объекты нестационарной торговой сети и объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, используется физический показатель “торговое место“ и базовая доходность 6000 руб. в месяц.

Определения понятий “стационарная торговая сеть“, “площадь торгового зала“, “торговое место“ содержатся в ст. 346.27 НК РФ, согласно положениям которой (в редакции, действовавшей в 2004 году) под стационарной торговой сетью понимается торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.

Под магазином понимается специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, а под павильоном - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Согласно Государственному стандарту Российской Федерации
Р51303-99 “Торговля. Термины и определения“ (далее - ГОСТ Р51303-99) под площадью торгового зала магазина понимается часть торговой площади магазина, включающая установочную площадь магазина (часть площади магазина, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей), площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Таким образом, иные объекты стационарной торговой сети, не соответствующие установленным главой 26.3 НК РФ понятиям магазина и павильона, следует относить к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торгового зала.

Как указано выше, согласно статье 346.29 НК РФ при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, исчисление налоговой базы по единому налогу на вмененный доход производится с использованием физического показателя базовой доходности “площадь торгового зала в квадратных метрах“, а через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, - с использованием физического показателя базовой доходности “торговое место“.

При этом в соответствии со статьей 346.27 НК РФ под “торговым местом“ понимается место, используемое для совершения сделок купли-продажи, а под “площадью торгового зала“ объекта стационарной торговой сети (магазина и павильона) - площадь всех помещений данного объекта и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предприниматель осуществляет розничную торговлю промышленными товарами в следующем объекте розничной торговли: торговое помещение N 33, расположенное в торговом комплексе по адресу: Удмуртская Республика, г. Можга, Базарная площадь (договор аренды торгового помещения от 18.04.2003 - л.д. 14), при этом актом осмотра помещения от 30.08.2006 N
1, фотоснимками и объяснениями сторон подтверждено, что торговая точка, арендуемая предпринимателем, имеет отдельный вход из коридора, дверь закрывается на замок, имеется место установки контрольно-кассовой машины, рабочее место продавца, стенды, витрины с товаром. В данном торговом помещении обеспечен свободный доступ покупателей к демонстрируемым товарам, площадь позволяет покупателям входить и свободно перемещаться внутри данного помещения.

Из представленных в материалы дела технических данных на спорный объект (выписка из технического паспорта на торговое помещение N 33 по адресу: г. Можга, Базарная площадь - л.д. 41) усматривается наличие в помещении комнаты площадью 39,5 кв. м, обозначенной как “торговый зал“, бытовых помещений (умывальник площадью 1,1 кв. м, санузел площадью 1,1 кв. м). Также судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается наличие в данном объекте тепло-, водо-, электроснабжения и канализации.

При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку материалами дела и объяснениями сторон подтверждается, что в помещении, где осуществляется реализация товара, происходит приемка, предпродажная подготовка и хранение товара, и не имеется обособленных помещений, оснащенных специальным оборудованием, предназначенных для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей, данный объект не может быть признан магазином. Кроме того, также данный объект не может быть признан павильоном, поскольку не соответствует определению, данному в ст. 346.27 НК РФ.

Таким образом, торговое помещение, в котором предприниматель осуществлял розничную торговлю, следует относить к категории иных объектов стационарной торговой сети, не соответствующих установленным главой 26.3 НК РФ понятиям магазина и павильона, киоска, то есть к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торгового зала, и при исчислении ЕНВД применять физический показатель “торговое место“, в связи с чем суд первой
инстанции правомерно указал на необоснованное доначисление инспекцией налога.

Возражения налогоплательщика по указанию в инвентаризационных документах (копии выписки из технического паспорта на торговое помещение N 33 по адресу: г. Можга, Базарная площадь (л.д. 17)) в качестве технической характеристики помещения не “торговый зал“, а “торговое помещение“ судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку налоговым органом представлено письмо государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики “Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества“ от 20.03.2007 N 01-18/179, в котором указано, что исправление назначения первой комнаты на “торговое помещение“ неправомерно, “торговый зал“ - верно. Кроме того, сам предприниматель не оспаривает тот факт, что соответствующие изменения в технический паспорт объекта не вносились.

В то же время суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в данном случае наименование помещения, в котором предпринимателем осуществлялась торговля, в соответствии с выпиской из технического паспорта “торговый зал“, не может быть признано основанием для признания данного объекта торговли объектом, имеющим торговый зал, поскольку фактически данное помещение, как отмечено выше, используется предпринимателем и для процессов, предшествующих реализации товара. В связи с этим ссылку налогового органа на указание в выписке из технического паспорта на наименование помещения “торговый зал“ следует признать необоснованной.

Кроме того, налоговый орган в решении приводит расчет ЕНВД, исходя из площади 39,5 кв. м, то есть всего торгового помещения, что нельзя признать правомерным на основании следующего.

Как указано выше, из представленных в материалы дела фотографий и объяснений предпринимателя следует, что приемка, хранение и подготовка товара к продаже осуществлялись в данном торговом помещении. Иных помещений для данных целей в арендуемом объекте не имеется.

Таким образом, такой физический показатель как
площадь торгового зала в данной ситуации не характеризует налогооблагаемый вид деятельности.

Доводы налогового органа, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.01.2007 по делу N А71-9393/2006-А25 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 7 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 7 по Удмуртской Республике в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 50 руб.

Исполнительный лист выдать.

Постановление в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа через Арбитражный суд Удмуртской Республики.