Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2007 N 17АП-1623/2007-ГК по делу N А50-8403/2006-Б Требование Фонда социального страхования РФ, основанное на норме пункта 3 статьи 23 Закона об обязательном страховании, не является требованием гражданина - кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 23 марта 2007 г. Дело N 17АП-1623/2007-ГК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании апелляционную жалобу государственного учреждения “Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ“ (далее - ФСС РФ) на определение Арбитражного суда Пермского края от 13 февраля 2007 года по делу N А50-8403/2006-Б,

УСТАНОВИЛ:

15.01.2007 в Арбитражный суд Пермского края поступило от государственного учреждения “Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ“ заявление о включении в реестр кредиторов ЗАО “С“ его требования в сумме 3225597 руб. 89 коп. - капитализированных платежей для выплаты возмещения вреда А., М., Х., П.,
С., которые являются получателями страховых выплат в связи с утратой профессиональной трудоспособности в результате получения профессионального заболевания, а также несчастного случая на производстве в период работы у должника (л.д. 2-4).

Определением Арбитражного суда Пермского края от 13 февраля 2007 г. в удовлетворении требования государственного учреждения “Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ“ о включении в реестр кредиторов ЗАО “С“ 3225597 руб. 89 коп. капитализируемых платежей отказано, как подлежащего удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр кредиторов (л.д. 37).

Государственное учреждение “Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ“ с определением арбитражного суда от 13.02.2007 не согласно по основаниям, указанным в апелляционной жалобе, просит определение отменить, включить в реестр кредиторов должника его требование в размере 3225597 руб. 89 коп.

Рассмотрев жалобу в порядке, предусмотренном ст. 266 АПК РФ, апелляционный суд установил.

Решением Арбитражного суда Пермской области от 18.07.2006 ЗАО “С“ признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден В.

Соответствующие сведения опубликованы в “Российской газете“ 19.08.2006.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона РФ от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ. Согласно ст. 3 данного Закона страховщиком является Фонд социального страхования РФ.

Порядок внесения страховщику капитализированных платежей определен Правительством РФ в Постановлении от 17.11.2000 N 863 “Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний“.

Во исполнение пункта 2 названного Постановления Фондом социального страхования РФ Постановлением от 30.07.2001 N 72 утверждена Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей (далее - Методика расчета размера капитализируемых платежей), положения которой учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд социального страхования РФ.

Расчет требований ФСС РФ к должнику произведен на основании Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30.07.2001 N 72.

Судом первой инстанции обоснованно признаны правомерными требования Пермского регионального отделения ФСС РФ к должнику в размере сумм капитализированных страховых выплат.

В соответствии с п. 1 ст. 142 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Возможность восстановления указанного срока законодательством не предусмотрена (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 N 93 “О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве“).

Поскольку заявление государственного учреждения “Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ“ поступило в арбитражный суд 15.01.2006, то есть после закрытия реестра требований кредиторов (19.10.2006), суд первой инстанции обоснованно отказал во включении требования в реестр кредиторов ЗАО “С“.

Ссылка заявителя на п. 3 ст. 135 Закона о банкротстве, в соответствии с которым с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных
повременных платежей переходит к Российской Федерации, указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь, несостоятельна.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 N 57 “О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей“ требование Фонда социального страхования Российской Федерации, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании, не является требованием гражданина - кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди.

Согласно ст. 134 ФЗ РФ “О несостоятельности (банкротстве)“ в первую очередь подлежат удовлетворению требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Порядок капитализации повременных платежей, установленный ст. 135 Закона о банкротстве, применяется к требованиям граждан, не являющихся застрахованными или иными лицами, имеющими право на получение страховых выплат по обязательному страхованию, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью (п. 1, абз. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 N 57).

Доводы заявителя жалобы о том, что предусмотренный абз. 3 п. 1 ст. 142 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ был им пропущен в связи с проведением работы по получению письменного согласия получателей страховых выплат, судом отклоняется, поскольку согласия гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 N 57 “О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей“).

В связи с этим требование государственного учреждения “Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ“, как кредитора
третьей очереди, подлежит удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр кредиторов должника (п. 4 ст. 142 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“).

При таких обстоятельствах, определение Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2007 отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2007 по делу N А50-8403/2006-Б оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вынесения через арбитражный суд, принявший решение.