Решения и определения судов

Постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 28.02.2007 N 44г-139 Решение суда о взыскании недополученной суммы опекунских пособий с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации подлежит отмене, поскольку судом не учтено, что финансирование содержания опекаемых детей осуществляется исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

ПРЕЗИДИУМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2007 г. N 44г-139

Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председателя: Епифановой В.Н.

и членов президиума: Богословской И.И., Яковлевой Т.И., Черкасовой Г.А.

рассмотрел в судебном заседании 28 февраля 2007 года дело по иску Волховского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов несовершеннолетних К.Н., Л.Е., О., К.В. и других к Министерству финансов РФ, Комитету финансов Правительства Ленинградской области о взыскании недополученной суммы опекунских пособий

на основании надзорной жалобы представителя Министерства финансов РФ Управления Федерального казначейства по Ленинградской области и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда от 07 февраля 2007 года о передаче дела в суд надзорной инстанции.

Заслушав доклад судьи Миргородской И.В., объяснения
представителя Министерства финансов РФ /по дов. от 09.01.2007 года Л.В./, представителя Комитета финансов Правительства Ленинградской области /по дов. от 01.02.07 года N 17-01/105 К.С./, Президиум

установил:

Прокурор Волховской городской прокуратуры Ленинградской области обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетних Д.И., К.Н., К.М., К.Е., Л.Е., О., К.В., П., Р.Т., Л.В.В., Г.М. к Министерству финансов РФ и Комитету финансов Правительства Ленинградской области о взыскании с Министерства финансов РФ за счет казны в пользу Д.Л.Н. 4 052.64 руб. и 33600 рублей; в пользу Л.М. 7 701,12 руб. и 24315.84 руб., 33 600 руб.; в пользу Б. 23103,36 руб., 24. 315,84 руб. и 33 600 рублей; в пользу Г.Е. 23 103,36 руб., 24315,84 руб., 33600 руб.; в пользу Г.Г. 8 105,28 руб., 33600 руб.; в пользу Р.Л. 23 103,36 руб., 24 315,84 руб. и 33 600 руб.; в пользу Л.А. 23 103,35 руб., 24 315,84 руб. и 33 600 руб.; в пользу Ш. 16 800 руб.

Прокурор также просил взыскать с Комитета финансов Ленинградской области за счет казны Ленинградской области в пользу Д.О. денежные средства на содержание несовершеннолетнего Д.И. 38 570 руб. 40 коп., в пользу Д.Л.Г. - 57 855 руб. 60 коп., в пользу Т. - 38 570,40 руб. и 30712,80 руб.; в пользу Л.М. - 57 855,60 руб.; в пользу Б. - 57 855,60 руб.; в пользу Г.Е. - 57 855, 60 руб.; в пользу Г.Г. - 57 855, 60 руб.; в пользу Р.Л. - 57 855, 60 руб., в пользу Л.А. - 57 855, 60 руб.; в пользу Ш. - 57 855,
60 руб.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 мая 2006 года исковые требования Прокурора Волховской городской прокуратуры были удовлетворены, и денежные средства за период с 2002 по 2004 год были взысканы с Министерства финансов за счет казны Российской Федерации. Денежные средства на содержание детей, не выплаченные в течение 2005 года, были взысканы с Комитета финансов Ленинградской области за счет казны Ленинградской области.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

В надзорной жалобе представитель ответчика Министерства финансов РФ Управление Федерального казначейства по Ленинградской области просит отменить решение суда в части взыскания денежных средств с Министерства финансов РФ за счет казны РФ.

Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 16.01.2007 года дело истребовано в Санкт-Петербургский городской суд, куда оно поступило 29.01.2007 года.

Президиум, проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и определения судьи о передаче дела в суд надзорной инстанции, считает, что решение суда в части удовлетворения исковых требований о взыскании недополученных сумм опекунских пособий с Министерства финансов РФ за счет казны РФ подлежит отмене.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Суд, удовлетворяя исковые требования прокурора и взыскивая недополученные суммы на содержание опекаемых детей, пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком является Министерство финансов РФ, поскольку выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием; субъект РФ - Ленинградская область свои обязанности по выплате опекунских пособий в размере возможного финансирования выполнил.

Представитель Министерства финансов РФ считает, что судом при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального
права.

Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления и, следовательно, все функции по осуществлению опеки и попечительства отнесены к компетенции органов местного самоуправления и являются вопросами местного значения.

В соответствии п. 5 ст. 150 СК РФ на содержание ребенка опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в ст. 5 Закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“.

Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, установлены нормы материального обеспечения воспитанников детских домов в соответствии с Приложениями N 1 - 4, которые распространяются и на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку в семьи граждан.

Во исполнение п. 3 указанного Постановления приказом Министерства образования РФ N 199 от 19.08.1999 года утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), согласно п.п. 1 органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Статьей 1 Областного закона “Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области“ (в ред. от 11.07.2001 года) установлено, что органами опеки и попечительства в Ленинградской области являются органы местного самоуправления. Согласно ч. 7 ст. 4 данного Закона выплата денежных средств на содержание подопечных относится к основным функциям органов опеки и попечительства.

В ст. 8 Областного закона “Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области“ установлено, что исполнительный орган
государственной власти Ленинградской области устанавливает нормативы финансирования подведомственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и размеры денежных средств, необходимых на содержание опекаемых с учетом региональных особенностей и требований Правительства РФ; финансирует подведомственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержание опекаемых и детей, находящихся в приемных семьях.

Таким образом, в соответствии с требованиями областных законов исполнительный орган государственной власти Ленинградской области был обязан устанавливать размер пособий, выплачиваемых на содержание опекаемых и финансировать содержание опекаемых.

Размер денежных средств, ежемесячно выплачиваемых опекуну /попечителю/ на содержание ребенка, находящегося под опекой /попечительством/, устанавливается исходя из натуральных норм на питание, приобретение одежды, мягкого инвентаря, утвержденных правительством Ленинградской области.

Таким образом, законодательством Ленинградской области определен не только источник финансирования, но и порядок выплаты пособий на содержание опекаемых, а также порядок установления размера выплат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, Президиум

постановил:

Решение Смольнинского районного суда от 31 мая 2006 года в части взыскания денежных средств за период с 2002 года по 2004 год с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу Д.Л.Н. 4 052.64 руб. и 33600 рублей; в пользу Л.М. 7 701,12 руб. и 24315.84 руб., 33 600 руб.; в пользу Б. 23103,36 руб., 24. 315,84 руб. и 33 600 рублей; в пользу Г.Е. 23 103,36 руб., 24315,84 руб., 33600 руб.; в пользу Г.Г. 8 105,28 руб., 33600 руб.; в пользу Р.Л. 23 103,36 руб., 24 315,84 руб. и 33 600 руб.; в пользу Л.А. 23 103,35 руб., 24 315,84 руб. и 33 600 руб.; в пользу Ш.
16 800 руб. отменить, и дело в этой части направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Председатель:

ЕПИФАНОВА В.Н.