Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2007 по делу N А14-3600-2006444/6 Администратором поступлений по страховым взносам в виде фиксированного платежа, на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, в связи с чем, зачет (возврат) излишне уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется налоговым органом в порядке ст. 78 НК РФ.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 февраля 2007 г. по делу N А14-3600-2006444/6

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 9 февраля 2007 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя без образования юридического лица П. на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2006,

установил:

индивидуальный предприниматель без образования юридического лица П. (далее предприниматель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Воронежской области (далее инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании незаконным решения N 03-12/6436 от 01.08.2006 и возврате 1200 рублей излишне уплаченных страховых взносов.

Решением
Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой на него, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Налоговый орган против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, считает оспариваемое решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости решение суда первой инстанции отменить.

Как следует из материалов дела, П. зарегистрирована администрацией Острогожского района Воронежской области в качестве предпринимателя без образования юридического лица 26.08.1998, что подтверждается свидетельством о внесении 19.02.2004 записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

За 2004 год предприниматель П. платежным поручением N 1 от 20.01.2005 ошибочно уплатила 1200 рублей на код бюджетной классификации 182 1 02 02020 06 0000 160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии) вместо кода - 182 1 02 02030 06 0000 160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии). С целью исправления ошибки предприниматель повторно уплатила сумму 1200 рублей по платежному поручению N 7 от 31.10.2005 на сумму 2400 рублей (страховые платежи за 2004 - 2005 годы), указав при этом правильный код бюджетной классификации.

Факт уплаты предпринимателем указанной суммы страховых взносов доказан имеющимися в деле платежным поручением, актом сверки и не оспаривается инспекцией.

25.07.2006 предприниматель П. обратилась в Инспекцию Федеральной налоговой службы N по Воронежской области с заявлением о возврате 1200 рублей.

Налоговый орган письмом N 03-12/6436 отказал предпринимателю в возврате (зачете) страховых взносов, что послужило основанием для обращения предпринимателя в Арбитражный суд.

В
силу статей 7, 28 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ страхователи (индивидуальные предприниматели, являющиеся одновременно и застрахованными лицами) уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда в виде фиксированного платежа.

Минимальный размер фиксированного платежа устанавливается в размере 150 рублей в месяц. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ налоговый орган осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное страхование в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, в том числе Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законом для органов Пенсионного фонда не установлено.

Поскольку названный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то данные правоотношения регулируются главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса установлено, что предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса правила о возврате или зачете излишне уплаченной суммы налога применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Согласно абзацу 3 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“, в отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, согласно приложению 11.1 к данному Федеральному закону, закреплены за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (органами государственной власти Российской Федерации), осуществляющими в установленном порядке принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Согласно Приложению 11.1 к указанному Закону администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.

Факт излишней уплаты предпринимателем П. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страховой части трудовой пенсии материалами дела доказан.

Как видно из представленного акта сверки, задолженность у П. по уплате страховых взносов отсутствует.

Следовательно, у инспекции не имелось оснований для отказа предпринимателю в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов, вследствие чего оспариваемый ненормативный акт об отказе в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов следует признать незаконным как не соответствующий статье 78 Налогового кодекса Российской
Федерации и части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, которым предпринимателю отказано в удовлетворении требований об оспаривании ненормативного акта налогового органа, не соответствующего требованиям закона, и в восстановлении нарушенного права путем возврата излишне уплаченной денежной суммы, не основано на нормах материального права и подлежит отмене.

Апелляционная жалоба предпринимателя П. признается судом апелляционной инстанции обоснованной и подлежит удовлетворению.

Судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в сумме 550 рублей за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции, понесенные предпринимателем П., подлежат возмещению за счет налогового органа в соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 16, 17, 258, 266 - 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя без образования юридического лица П. удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2006 по делу N А14-3600-2006/444/6 отменить.

Признать недействительным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Воронежской области в возврате излишне уплаченной суммы страховых платежей на обязательное пенсионное страхование, выраженный в письме N 03-12/6436 от 01.08.2006.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N по Воронежской области возвратить индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица П. 1200 рублей излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 год.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Воронежской области в пользу индивидуального предпринимателя без образования юридического лица П. 550 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и
может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.