Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.12.2007, 19.12.2007 по делу N А26-7186/2007 В привлечении организации к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении заготовки, переработки и реализации лома черных металлов отказано, так как в протоколе об административном правонарушении не установлены событие правонарушения и объективная сторона деяния. В привлечении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушения лицензионных требований и условий отказано, так как какие конкретно виновные противоправные действия (бездействие) совершены организацией также не установлено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2007 г. по делу N А26-7186/2007

Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2007 года. Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2007 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Кришталь Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Абакумовой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства экономического развития Республики Карелия к Сельскохозяйственному производственному кооперативу Рыболовецкий колхоз “Грумант“ о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии в заседании:

от заявителя - Калкасова В.В., ведущего специалиста отдела экономики, торговли, товарных рынков и лицензирования, доверенность от 10.12.2007,

от ответчика - Попова М.В., председателя, паспортные данные проверены и
занесены в протокол судебного заседания,

установил:

Министерство экономического развития Республики Карелия (далее - заявитель, Министерство экономического развития, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении Сельскохозяйственного производственного кооператива Рыболовецкий колхоз “Грумант“ (далее - ответчик, СПК РК “Грумант“, кооператив) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование заявленного требования Министерство экономического развития ссылается на грубые нарушения СПК РК “Грумант“ лицензионных требований и условий при осуществлении заготовки, переработки и реализации лома черных металлов на производственном объекте, расположенном по адресу: г. Беломорск, ст. Беломорск, контейнерная площадка.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству ответчик представил суду письменный отзыв, в котором указал, что выявленные административным органом в ходе проверки нарушения лицензионных требований в настоящее время кооперативом устранены.

Ходатайств, подлежащих рассмотрению в предварительном судебном заседании, от сторон не поступило.

Располагая достаточными доказательствами для рассмотрения спора, с учетом мнения представителей заявителя и ответчика, суд завершил стадию подготовки дела к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению спора по существу.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование, изложенное в заявлении. Просил привлечь СПК РК “Грумант“ к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал факт наличия выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений лицензионного законодательства. Вместе с тем, пояснил, что на момент проведения проверки предпринимательская деятельность кооператива на производственном объекте, расположенном по адресу: г. Беломорск, ул. Воронина, д. 4А, была прекращена. В обозначенный период ответчиком осуществлялась перевозка оборудования и документации, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности, с вышеназванного объекта на контейнерную площадку (ст.
Беломорск). Представитель ответчика также отметил, что выявленные административным органом нарушения требований законодательства в области лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов в настоящее время кооперативом устранены.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Сельскохозяйственный производственный кооператив Рыболовецкий колхоз “Грумант“ зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021000977326 и расположен по адресу: Республика Карелия, Беломорский район, город Беломорск, площадь Ленина, дом 12 (л.д. 35-37).

Предпринимательская деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов осуществляется кооперативом на основании выданной ему Министерством экономического развития Республики Карелия лицензии N ЛЧМ/011-000 от 10.09.2004 года.

Согласно приложению к указанной лицензии ответчик вправе в период до 10.09.2009 года осуществлять вышеназванный лицензируемый вид деятельности на объектах, расположенных по адресам: Республика Карелия, город Беломорск, улица Воронина, дом 4А; Республика Карелия, город Беломорск, станция Беломорск, контейнерная площадка.

На основании распоряжения Министерства экономического развития N 116 от 06.11.2007 о проведении мероприятий по контролю 16.11.2007 года заявителем осуществлена плановая проверка соблюдения СПК РК “Грумант“ лицензионных требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации в области заготовки, переработки и реализации лома черных металлов.

По результатам контрольных мероприятий административным органом составлен акт проверки N 21 от 16.11.2007 года, в котором зафиксировано нарушение кооперативом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами “б“, “в“, “г“ и “д“ пункта 4 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766.

В тот же день должностными лицами Министерства экономического развития в присутствии законного представителя Сельскохозяйственного производственного кооператива Рыболовецкий колхоз “Грумант“ составлен протокол
об административном правонарушении, согласно которому действия кооператива квалифицированы по ч. 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ. В объяснениях на протокол представитель ответчика указал, что нарушение лицензионных требований и условий допущены непреднамеренно, при этом кооператив обязуется устранить нарушения в кратчайшие сроки.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, Министерство экономического развития Республики Карелия обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении СПК РК “Грумант“ к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Диспозиция вышеназванной нормы носит бланкетный (отсылочный) характер, вследствие чего привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь при установлении грубых нарушений лицензионных требований и условий, предусмотренных нормативными правовыми актами. При этом, в соответствии с примечанием к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766 “О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов“ утверждено Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов (далее - Положение).

Пунктом 17 указанного Положения установлено, что грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении заготовки, переработки и реализации лома черных металлов является: а) нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, в части:

приема лома черных металлов без составления приемо-сдаточного акта;

приема лома черных металлов без осуществления радиационного контроля;

приема лома черных металлов без осуществления контроля на взрывобезопасность;

б) нарушение, в
результате которого произошло происшествие, повлекшее: человеческие жертвы; причинение тяжкого вреда здоровью; причинение средней тяжести вреда здоровью (5 и более человек).

Следовательно, при установлении события правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо установить факт совершения привлекаемым к административной ответственности лицом нарушений, предусмотренных пунктом 17 Положения.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором должны содержаться фактические сведения о событии административного правонарушения и других имеющих юридическое значение обстоятельствах его совершения.

Вместе с тем, в нарушение данной нормы, в протоколе об административном правонарушении от 16.11.2007 не установлены событие правонарушения и объективная сторона деяния, совершение которого вменено кооперативу, отсутствует указание на нарушение кооперативом пункта 17 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, а также на нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения. Таким образом, основания для квалификации действий кооператива по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и привлечения кооператива к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, у суда отсутствуют.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ от 02.06.2004 года N 10 в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Исходя из протокола об административном правонарушении
от 16.11.2007, основания для привлечения кооператива к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), у суда также отсутствуют.

В протоколе об административном правонарушении от 16.11.2007 содержится ссылка на нарушение ответчиком подпунктов “б“, “в“, “г“, “д“ пункта 4 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов. При этом в протоколе не зафиксировано, какие конкретно виновные противоправные действия (бездействие) совершены кооперативом в нарушение указанных подпунктов.

Таким образом, событие и объективная сторона состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в протоколе также не установлены. Отсутствие этих данных не позволяет суду определить наличие и состав административного правонарушения в действиях ответчика. Ссылка в протоколе об административном правонарушении на акт проверки N 21 от 16.11.2007 не может подменять собой непосредственное изложение в протоколе фактических сведений о событии административного правонарушения, поскольку это противоречит требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении, на основании которого устанавливаются фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, и представленные суду доказательства являются недостаточными для квалификации действий ответчика по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для привлечения Сельскохозяйственного производственного кооператива Рыболовецкий колхоз “Грумант“ к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. В удовлетворении заявления Министерства экономического развития Республики Карелия о привлечении сельскохозяйственного производственного кооператива Рыболовецкий колхоз “Грумант“ (юридический адрес: Республика Карелия, г. Беломорск, пл. Ленина, д.
12, основной государственный регистрационный номер 1021000977326) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать полностью.

2. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

Н.А.КРИШТАЛЬ