Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.10.2007, 10.10.2007 по делу N А26-4605/2007 Поскольку ответственность за нецелевое использование средств ФОМС медицинскими учреждениями законодательно не установлена, у Территориального фонда отсутствуют полномочия по предъявлению требований о взыскании с медицинского учреждения выплаченного ему за оказанные медицинские услуги денежных средств по основанию их нецелевого использования, кроме как в порядке, установленном договором, заключенным с медицинским учреждением.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 октября 2007 г. Дело N А26-4605/2007“

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 17 октября 2007 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Шалапаевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терешонок М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску государственного учреждения “Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования“

к муниципальному учреждению здравоохранения “Сегежская центральная районная больница“

о взыскании 1 485 869 руб. 90 коп.

при участии:

представителя истца Блиновой Л.А. (доверенность от 01.11.06),

представителя ответчика Сухова С.В. (доверенность от 01.01.07),

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение “Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования“ (далее - истец, Фонд) обратилось в арбитражный суд с иском к
муниципальному учреждению здравоохранения “Сегежская центральная районная больница“ (далее - ответчик, больница) о взыскании 1 485 869,90 руб., использованных не по целевому назначению, из них: 632 830 руб. средств обязательного медицинского страхования, 853 039,90 руб. средств субвенций на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

В судебном заседании 11 сентября 2007 года размер иска в части требования о взыскании средств субвенций уменьшен на 16 073,47 руб. На основании ст. 49 АПК РФ уменьшение размера иска судом принято. В остальной части иск поддержан в полном объеме.

Требование обосновано ссылками на статьи 12, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ответчик иск не признал. В отзыве на исковое заявление (л.д. 77-80) и в судебном заседании позиция больницы сведена к следующему: правоотношения в рамках оказания бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования регулируются Законом РФ от 28.06.1991 г. N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, в соответствии с которым медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между его субъектами. Взаимоотношения сторон определяются условиями данного договора, который должен содержать, в том числе, порядок контроля качества оказания медицинской помощи и использования страховых средств. В рассматриваемом периоде действовал договор, заключенный больницей и ООО “Страховая компания “Ингосстрах-М“. Фонд, не являясь участником договора, не имеет права на взыскание средств, порядок расходования которых определен договором.

В части средств субвенций, затраченных на выплату отпускных участковым врачам и медицинским сестрам на сумму 853 039,90 руб., ответчик не согласен с мнением Фонда о нецелевом характере расходования указанных средств, поскольку финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи является расходным обязательством Российской Федерации. Ежемесячные денежные
выплаты участковым врачам и медицинским сестрам в размере 10 000 и 5 000 руб. соответственно, должны учитываться при расчете среднего заработка для выплаты отпускных. Соответственно, финансирование дополнительных расходов учреждения, связанных с увеличением размера среднего заработка работника, должно осуществляться за счет средств, формирующих фонд оплаты труда, в том числе средств обязательного медицинского страхования и соответствующих бюджетов. Поскольку фонд оплаты труда муниципального учреждения здравоохранения формируется за счет средств бюджетов муниципального образования и Фонда, именно последний должен отвечать по расходным обязательствам Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд приходит к выводу о необоснованности иска ввиду следующего.

Карельским территориальным фондом обязательного медицинского страхования на основании поручения исполнительной дирекции проведена документальная проверка целевого и рационального использования средств ОМС больницей за период с 1 июля 2005 года по 31 декабря 2006 года.

Полномочия территориального фонда на проведение указанной проверки установлены подпунктом 9 пункта 3 Положения “О территориальном фонде обязательного медицинского страхования“, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4543-1 от 24.02.1993 г., пунктом 14 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным ФОМС 5.04.2001 г. и зарегистрированным в Минюсте РФ 20.06.2001 г. N 2756.

По результатам проверки составлен акт от 19.03.2007 г., которым установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на сумму 722 402,14 руб. (л.д. 17-30) и вынесено предписание N 9 от 03.04.2007 года об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования (л.д. 36-37).

Часть средств восстановлена, невозмещенный остаток составил 632 830 руб., что и послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 2
ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом РФ от 28.06.1991 г. N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в РФ“.

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ отношения субъектов медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, регулируются договорами.

Определяя в статьях 20, 23 функции каждого субъекта ОМС, названный Закон устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен в том числе порядок контроля за использованием страховых средств.

Судом установлено, что в рассматриваемом периоде между страховой медицинской организацией, ООО “Страховая компания “Ингосстрах-М“, и медицинским учреждением, больницей, действовал договор от 28.12.2004 года на предоставление медицинской помощи в системе ОМС с дополнительным лекарственным обеспечением отдельных категорий граждан. Пунктами 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 названного договора установлена обязанность страховщика оплачивать оказываемую медицинским учреждением лечебно-профилактическую помощь по тарифам или финансовым нормативам, установленным тарифным соглашением и установлен порядок оплаты выставляемых больницей счетов.

В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.4, 2.25, 3.3 договора при исполнении договора страховщик вправе оплачивать медицинскую помощь, оказанную учреждением, в пределах согласованных и утвержденных годовых объемов в соответствии с Правилами ОМС РФ, другими нормативными правовыми актами, регулирующими
ОМС, Тарифным соглашением; осуществлять контроль качества и объемов медицинской и лекарственной помощи; при превышении размера аванса над суммой, представленной учреждением в счетах-фактурах для окончательного расчета, размер последующего аванса уменьшить на сумму превышения предыдущего аванса.

Договор от 01.07.05 г. с аналогичным содержанием был заключен также больницей со страховой медицинской организацией, ООО “Страховая медицинская компания “РЕСО-МЕД“.

Основания и условия ответственности субъектов ОМС определены статьей 27 названного Закона, согласно которой медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованному лицу.

Исходя из буквального толкования положений данного Закона, поскольку ответственность за нецелевое использование средств ФОМС медицинскими учреждениями законодательно не установлена, допустима лишь ответственность за нарушение условий заключенных договоров. В частности, в случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты на оказание медицинских услуг.

В свою очередь, Территориальный фонд согласно разделу 2 договоров о финансировании деятельности названных страховщиков от 29.12.05, 11.01.06 г., заключенных с указанными страховыми медицинскими организациями, вправе применять к страховщикам предусмотренные договорами меры ответственности в случае несоблюдения договорных обязательств, в том числе, при установлении нецелевого использования средств.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у Территориального фонда отсутствуют полномочия по предъявлению требований о взыскании с медицинского учреждения выплаченного ему за оказанные медицинские услуги денежных средств по основанию их нецелевого использования, кроме как в порядке, установленном договором, заключенным с медицинским учреждением.

Поскольку ФОМС участником такого договора не является, суд приходит к выводу о том, что он является ненадлежащим истцом и на этом
основании отказывает в удовлетворении иска в указанной части.

При рассмотрении требования в части взыскания 836 966,43 руб. - средств субвенций на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, судом принято во внимание следующее.

Факт использования указанной суммы для выплаты отпускных, которые увеличились вследствие включения дополнительных денежных выплат в расчет среднего заработка работникам больницы с мая по сентябрь 2006 года установлен актом проверки по выполнению МУ “Сегежская ЦРБ“ государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. N 851 (л.д. 42-46) и признан ответчиком.

Согласно пункту 3 утвержденных названным постановлением Правил предоставления в 2006 году субвенций из бюджета ФФОМС средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медицинско-санитарную помощь. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10000 рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства
на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно части 1 статьи 9 ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год“ финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей), по тарифам, утверждаемым Фондом, является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.

Целевое финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с частью 7 названной статьи осуществляется ТФОМС на основании договоров, заключенных с медицинскими учреждениями.

Такой договор заключен Фондом и больницей 12.01.06 г. (л.д. 82-84). В соответствии с пунктом 1 договора финансовое обеспечение расходов на выполнение больницей государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи медицинскими работниками первичного звена осуществляется ТФОМС.

Согласно части 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Следовательно, денежные выплаты участковым врачам в размере 10 000 руб. и участковым медицинским сестрам в размере 5 000 руб. должны учитываться при расчете среднего заработка при начислении отпускных.

То же следует из письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 12918/МЗ-14, наделенного
полномочиями давать необходимые разъяснения по финансовому обеспечению и учету средств, выделенных на выполнение государственного задания.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...денежные выплаты работникам, осуществляющим...“ имеется в виду “...денежные выплаты работникам, осуществляемые...“.

В соответствии с названным письмом денежные выплаты работникам, осуществляющим в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. N 851, являются надбавками стимулирующего характера, следовательно, являются частью заработной платы. Поэтому в соответствии со статьей 139 ТК РФ их необходимо учитывать при исчислении средней заработной платы для всех случаев, предусмотренных ТК РФ (отпуска, командировки, повышение квалификации и т.д.) в порядке, установленном законодательством.

Суд отклоняет довод истца о том, что отпускные в указанной части должны выплачиваться за счет средств местного бюджета, поскольку муниципальные образования не наделены соответствующими полномочиями по финансированию государственного задания в какой бы то ни было части, им так же не передавалось соответствующее финансовое обеспечение.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении иска.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на истца. Ввиду того, что заявляя настоящий иск Фонд действовал в защиту государственных интересов, он освобожден от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении иска отказать.

2. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

И.В.ШАЛАПАЕВА