Решения и определения судов

Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.08.2007, 08.08.2007 по делу N А26-3703/2007 Производство по делу подлежит прекращению, поскольку принятый антимонопольным органом и ростехнадзор совместный акт-предписание не может быть отнесен к ненормативным правовым актам, указанным в ст. 41 ФЗ “О защите конкуренции“ и вследствие этого не подлежит оспариванию в судебном порядке.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

от 13 августа 2007 г. Дело N А26-3703/2007“

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Мещерякова К.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества “Карельская энергосбытовая компания“

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия

о признании недействительным в части акта-предписания N 11-74-6/11 от 26.04.2007 г.,

при участии в судебном заседании 08.08.2007 г.:

от заявителя - заместителя генерального директора по административным и правовым вопросам Краснопольского С.О. по доверенности N 7 от 01.01.2007 г.; от ответчика - главного специалиста-эксперта Шептия С.П. по доверенности от 01.07.2007 г.

Резолютивная часть определения принята в судебном заседании
08.08.2007 г.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Карельская энергосбытовая компания“ (далее - заявитель, ОАО “КЭСК“, общество) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление, антимонопольная служба) о признании недействительным в части акта-предписания N 11-74-6/11 от 26.04. 2007 г.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал, пояснил, что, по мнению общества, оспариваемый акт-предписание от 26.04.2007 г. отвечает требованиям ненормативного правового акта, установленное в пункте 4 акта-предписания требование об устранении нарушений антимонопольного законодательства в срок до 15.06.2007 г. ограничивает свободу предпринимательской деятельности общества и потому может быть обжаловано в порядке ст. 198 АПК РФ. В акте-предписании содержатся необоснованные выводы о понуждении потребителей к заключению договоров энергоснабжения на невыгодных условиях, обязанность по включению дополнительных условий по внесению изменений в договор энергоснабжения и договор оказания услуг по передаче электроэнергии установлена гражданским законодательством о свободе договора, что противоречит действующему гражданскому законодательству. Заявитель полагает, что антимонопольным органом не соблюдена процедура рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, тем самым нарушены положения ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Ответчик, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление. Считает, что заявленный Обществом спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку акт-предписание не является ненормативным актом, не затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, а носит рекомендательный характер. Представитель ответчика также пояснил, что антимонопольным органом дело не возбуждалось, не создавалась комиссия по рассмотрению, обязательные для исполнения и подлежащие обжалованию в суде решения и предписания антимонопольного органа принимаются в установленном ФЗ “О защите
конкуренции“ порядке. Вследствие указанных обстоятельств требования заявителя подлежат отклонению.

Заслушав представителей сторон, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В соответствии с распоряжением Управления по технологическому и экологическому надзору по Республике Карелия (Ростехнадзор) от 12.04.2007 г. N 382 (л.д. 113) в отношении Открытого акционерного общества “Карельская энергосбытовая компания“ проведена внеплановая проверка на предмет выполнения требований нормативных правовых и нормативных технических документов, в том числе лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в области электроэнергетики. Согласно указанному распоряжению и письму Ростехнадзора от 13.04.2007 г. (л.д. 112) к участию в проведении проверки привлекалось Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия. По результатам проверки вынесен акт-предписание, в котором в пункте 4 Обществу предложено выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений, в том числе в добровольном порядке устранить нарушения антимонопольного законодательства в срок до 15.06.2007 г. (л.д. 11-17). Не согласившись с требованиями, содержащимися в акте-предписании, Общество обратилось в арбитражный суд о признании частично незаконным акта-предписания, а именно пункта 4.

В соответствии со ст. ст. 197 и 198 АПК РФ по общему правилу обжалованию в арбитражных судах подлежат ненормативные правовые акты, а также и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной
экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд находит, что данный акт-предписание не может быть оспорен в арбитражном суде в соответствии со ст. ст. 197 и 198 главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ по следующим основаниям.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “Согласно Положению “О Федеральной антимонопольной службе“, утвержденному Правительством РФ 30.06.2007 г. N 331...“ имеется в виду “Согласно Положению “О Федеральной антимонопольной службе“, утвержденному Правительством РФ 30.06.2004 г. N 331...“.

Согласно Положению “О Федеральной антимонопольной службе“, утвержденному Правительством РФ 30.06.2007 г. N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу). Антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).

В пределах своих полномочий антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства. Согласно ст. 39 ФЗ N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. “О защите конкуренции“ (далее - ФЗ N 135-ФЗ, ФЗ
“О защите конкуренции“) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства может явиться основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Для рассмотрения дела антимонопольный орган создает комиссию по правилам, предусмотренным ст. 40 названного Закона. На основании ст. 41 Закона комиссия по окончанию процедуры рассмотрения дела вправе принимать определения и решения, на основании которых выдается предписание, подлежащее обязательному исполнению в установленный антимонопольным органом срок. Статьей 52 Закона установлен порядок обжалования решения или предписания антимонопольного органа.

Таким образом, акты, принятые антимонопольным органом при соблюдении установленной законом процедуры и вынесенные после окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, каковыми являются решение и предписание, являются для проверяемого лица окончательными и обязательными для исполнения, могут повлечь правовые последствия. Следовательно, указанные акты являются ненормативными и подлежащими обжалованию в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что Управлением антимонопольной службы в отношении ОАО “КЭСК“ дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось, не принимались в виде отдельных актов антимонопольного органа решение и предписание, принудительные меры по истечении срока на добровольное исполнение не применялись.

Материалами дела подтвержден только факт проведения на основании распоряжения Ростехнадзора с привлечением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия совместной проверки по выполнению установленных законодательством требований в области электроэнергетики. Порядок проведения и оформления результатов данной проверки в виде акта-предписания, определен ведомственной “Инструкцией по проведению мероприятий по контролю и осуществлению государственного надзора за оборудованием, зданиями и сооружениями электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии“, утвержденной руководителем Госэнергонадзора РФ 26.11.2001 г. В рамках указанного порядка антимонопольной службой в
акте-предписании в части, касающейся вопросов антимонопольного законодательства, дана правовая оценка соответствия договоров на потребление электроэнергии требованиям антимонопольного законодательства, что подтверждается также письмом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 25.05.2007 г. (л.д. 19).

Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц незаконными в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд полагает, что рекомендации по устранению указанных в акте нарушений антимонопольного законодательства в добровольном порядке и не могут нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку, по существу, для антимонопольного органа акт проверки является промежуточным документом, на основании которого может быть возбуждено (или не возбуждено) дело о нарушениях антимонопольного законодательства.

На основании изложенных обстоятельств суд находит, что принятый Управлением антимонопольной службы по РК и Управлением Ростехнадзора по РК по результатам проверки совместный акт-предписание N 11-74-6/11 от 26.04.2007 г. не может быть отнесен к ненормативным правовым актам, указанным в ст. 41 ФЗ N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. “О защите конкуренции“ и вследствие этого не подлежит оспариванию в судебном порядке в соответствии с главой 24 АПК РФ.

Следовательно, дело по заявлению Открытого акционерного общества “Карельская энергосбытовая компания“ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия о признании недействительным в части акта-предписания N 11-74-6/11 от 26.04.2007 г. подлежит прекращению производством по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Ввиду прекращения
производства расходы по госпошлине по делу по указанным выше основаниям взысканию не подлежат, а уплаченная ОАО “Карельская энергосбытовая компания“ государственная пошлина должна быть возвращена заявителю после вступления определения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 150 ч. 1 п. 1, 184, 185, 198, 200 АПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

производство по делу по заявлению Открытого акционерного общества “Карельская энергосбытовая компания“ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия о признании недействительным в части акта-предписания N 11-74-6/11 от 26.04.2007 г. прекратить как не подлежащее оспариванию в судебном порядке.

Возвратить ОАО “Карельская энергосбытовая компания“ после вступления определения в законную силу из федерального бюджета пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению N 2087 от 18.04.2007 г.

Определение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Карелия в месячный срок в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург) согласно ст. ст. 257 и 259 АПК РФ или в кассационном порядке в течение двух месяцев после вступления определения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа согласно ст. ст. 273 и 276 АПК РФ.

Судья

К.И.МЕЩЕРЯКОВА