Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.05.2007, 08.05.2007 по делу N А26-1631/2007 Обязанность по возврату ошибочно перечисленных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ возложена на налоговый орган как администратора поступлений в бюджеты Российской Федерации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 мая 2007 г. Дело N А26-1631/2007“

Резолютивная часть решения объявлена 08 мая 2007 года. Полный текст решения изготовлен 10 мая 2007 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Романовой О.Я.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “АРАЗ“ к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов,

при участии:

от заявителя - Хаценко Н.Б., главного бухгалтера (доверенность от 03.04.2007 года, л.д. 8; паспортные данные проверены и внесены в протокол судебного заседания);

от ответчика - не явился;

УСТАНОВИЛ:

общество с
ограниченной ответственностью “АРАЗ“ (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску (далее по тексту - инспекция, ответчик, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе заявителю в зачете либо возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 10 856 рублей и об обязании инспекции произвести указанные действия.

В обоснование заявленного требования общество указывает на нарушение инспекцией его прав и законных интересов, поскольку администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба.

Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску в отзыве на заявление просит отказать обществу в удовлетворении заявления по тем основаниям, что статьи 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) не могут применяться при зачете (возврате) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Инспекция считает, что Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее по тексту - Закон 167-ФЗ) на налоговые органы не возлагается обязанность по зачету или возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Налоговый орган в предварительное судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в отзыве его представитель просит рассмотреть дело без его участия.

Представитель заявителя не возражал против открытия судебного заседания в первой инстанции.

Согласно части 5 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд с учетом мнения сторон считает дело подготовленным к судебному разбирательству.

Частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что если в предварительном судебном заседании присутствуют лица,
участвующие в деле, и они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела. Учитывая изложенное, суд окончил подготовку дела к судебному разбирательству и перешел в судебное заседание.

Заслушав представителя заявителя, оценив представленные в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, платежным поручением от 05.04.2006 года N 22 (л.д. 11) общество перечислило страховые взносы за 2005 год в сумме 10 856 рублей. В данном платежном поручении заявитель ошибочно указал код бюджетной классификации (далее по тексту - КБК), в результате чего 17.04.2006 года деньги поступили на КБК “фиксированные платежи“.

10.01.2007 года общество обратилось в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия с заявлением о возврате излишне перечисленных денежных средств.

Письмом от 18.01.2007 года N 09-23/338 (л.д. 12-13) Отделение отказало в возврате денежных средств со ссылкой на то, что возврат и зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов производят территориальные налоговые органы.

30.01.2007 года общество обратилось с заявлением о возврате страховых взносов в Инспекцию ФНС России по городу Петрозаводску.

Инспекция письмом от 14.03.2007 года (л.д. 14) отказала в возврате излишне перечисленных страховых взносов.

Не согласившись с данным отказом, заявитель оспорил незаконные действия налогового органа в арбитражном суде.

Суд считает заявление общества подлежащим удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы
Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых
взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

При названных обстоятельствах доводы инспекции, изложенные в отзыве, о том, что действующим законодательством территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, кроме случаев, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, является ошибочными.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью “АРАЗ“ удовлетворить полностью.

Действия Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску, выразившиеся в отказе обществу с ограниченной ответственностью “АРАЗ“ в зачете либо в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по платежному поручению N 22 от 05.04.2006 года в сумме 10 856 рублей признать незаконными.

Обязать инспекцию произвести зачет либо возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по указанному платежному поручению.

2. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску в пользу Общества с ограниченной ответственностью “АРАЗ“ государственную пошлину в сумме 500 рублей.

3. Решение может быть обжаловано: в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург); в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

О.Я.РОМАНОВА