Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.04.2007, 29.03.2007 по делу N А26-8832/2006-16 Во взыскании расходов, связанных с предоставлением согласно Закону Республики Карелия льгот по оплате услуг связи, отказано, так как не представлены доказательства наличия и размера убытков, но установлен факт надлежащего исполнения ответчиками обязательств.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 апреля 2007 г. Дело N А26-8832/2006-16“

Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2007 г. Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2007 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Коростелевой В.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ощепковой Т.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги филиала ОАО “РЖД“

к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерству финансов Республики Карелия



о взыскании 5 346 руб. 10 коп.

при участии:

от истца - Шиловой Н.И. представитель по доверенности от 28.12.2006 г.,

от ответчиков - Минфина РК - Пахоменко Р.В. по доверенности от 01.08.2006 г. N 62-12,

От Минздрава РК - Филатовой И.С. по доверенности от 25.09.2006 г.,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги филиала ОАО “РЖД“ (далее - ОАО “РЖД“, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия, Министерству финансов Республики Карелия (далее Минфин РК, ответчик) о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи отдельным категориям граждан, в размере 5 346 руб. 10 коп. за период с октября по декабрь 2004 г.

Исковые требования обоснованы ссылками на Закон Республики Карелия “Об установлении звания “Ветеран труда РК“ и порядке его присвоения“, постановление Правительства РК от 16.04.2002 г. N 50-П “О порядке выделения и расходования средств республиканского бюджета на реализацию льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан“.

Определением суда от 24.01.2007 г. судом уточнено наименование одного из ответчиков на Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - Минздрав РК).

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, заявил ходатайство об уменьшении исковых требований. Просит взыскать с надлежащего ответчика сумму долга 1467 руб. 86 коп. за декабрь 2004 г. по Закону Республики Карелия “Об установлении звания “Ветеран труда Республики Карелия“ и порядке его присвоения“.



Суд на основании ст. 49 АПК РФ удовлетворяет ходатайство и рассматривает иск на сумму 1467 руб. 86 коп.

Минфин РК исковые требования не признал по основаниям изложенным в отзыве на иск (л.д. - 51-52). Представитель в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве на иск поддержал, пояснив следующее. В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации“ и в силу п. 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ по искам, предъявленным к публично-правовому образованию от его имени участвует главный распорядитель бюджетных средств.

Указом Главы Республики Карелия от 26.06.2006 г. N 57 “Об исполнительной власти Республики Карелия“ Министерство труда и социального развития Республики Карелия упразднено, его функции переданы Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия, с 05.06.2006 г. Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия.

Названный орган является надлежащим представителем казны Республики Карелия.

В соответствии с Законом Республики Карелия “О бюджете Республики Карелия на 2004 год главному распорядителю средств бюджета Республики Карелия до 01.10.2004 г. - Министерству труда и социального развития Республики Карелия - было предусмотрено - 7 687 тыс. руб., то есть 100% от предусмотренного, а с 01.10.2004 г. Минздраву РК предусмотрено - 10 437 тыс. руб. Распределение выделенных бюджетных средств между организациями, оказывающими услуги, находятся в компетенции главного распорядителя, и Минфин РК такими сведениями не располагает. Из приложенных к исковому заявлению документов не представляется возможным проверить расчет суммы иска. Учитывая изложенное, Минфин РК исковые требования не признает и просит суд в иске отказать.

Минздрав РК исковые требования не признал, отзыва на иск не представил, его представитель в судебном заседании пояснил следующее. В соответствии с п. 2 Порядка выделения и расходования средств на реализацию федеральных законов, в том числе Закона Республики Карелия “Об установлении звания “Ветеран труда Республики Карелия“ и порядке его присвоения“, утвержденного постановлением Республики Карелия от 16.04.2002 года N 50-П финансирование расходов на реализацию законов осуществлялось за счет средств республиканского бюджета.

По состоянию на 01.01.2005 г. расходы произведены в полном объеме. Согласно данным отчета Минздрава РК об использовании средств, выделенных из бюджета РК за 2004 год, кредиторская задолженность за предоставленные льготы по оплате услуг связи отсутствует (л.д. 83-85).

Сведения о поступлении в Минздрав РК в период действия договорных отношений документов, подтверждающих расходы истца по предоставлению льгот за услуги связи в соответствии с рассматриваемым законом за декабрь 2004 года отсутствуют. Просит суд в иске отказать.

Изучив представленные документы, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.

ОАО “Российские железные дороги“ в лице Беломорской дистанции сигнализации и связи Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги, предоставлял гражданам, проживающим на территории Беломорского, Сегежского и Медвежьегорского районов льготы по оплате услуг связи.

В связи с предоставлением льгот и во исполнение Закона Республики Карелия “Об установлении звания “Ветеран труда“ и порядке его присвоения“ между ОАО “Российские железные дороги“ в лице Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги и Министерством труда и социального развития Республики Карелия был заключен договор о взаимодействии от 01.01.2004 г. (л.д. 95-96).

Указом Главы Республики Карелия от 26.06.2004 года N 57 “Об исполнительной власти Республики Карелия“ Министерство труда и социального развития Республики Карелия упразднено, его функции переданы Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “Положениями ст. 3 ЗРК...“ имеется в виду “Положениями ст. 3 Закона РК...“.

Положениями ст. 3 ЗРК “Об установлении звания “Ветеран труда Республики Карелия“ и порядке его присвоения“ определено, что меры социальной поддержки названной категории граждан устанавливаются ЗРК “О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия“.

Проанализировав действующее законодательство, в которых содержится указание на предоставление льгот, на порядок их возмещения из соответствующего уровня бюджетов, положения статей 19, 20 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 (пункт 18), суд приходит к выводу о взыскании сумм компенсаций с публично-правовых образований, представляющих интересы казны Российской Федерации и Республики Карелия.

В соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2007 г. (п. п. 1.3.3 Приложения N 5 к ЗРК “О бюджете Республики Карелия на 2007 год“) главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия по разделу “меры социальной поддержки граждан в соответствии с ЗРК “О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия“ является Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.

В соответствии с Порядком выделения и расходования средств на реализацию отдельных законодательных актов Российской Федерации и Республики Карелия, в том числе Закона Республики Карелия “Об установлении звания “Ветеран труда Республики Карелия и порядке его присвоения“, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия N 17-П от 27.02.2004 года, главным распорядителем денежных средств бюджета является Минздрав РК, которое в соответствии с пунктом 10 заключает договоры с организациями, оказывающими услуги и ведут учет.

Таким образом, субъектом возмещения понесенных расходов организаций, предоставляющих льготу в соответствии с указанным выше Порядком, является Минздрав РК.

В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 4 Закона Республики Карелия “Об установлении звания “Ветеран труда Республики Карелия“ и порядке его присвоения“ расходы на реализацию льгот по оплате услуг электросвязи должны возмещаться за счет средств бюджета Республики Карелия.

Как следует из договоров о взаимодействии от 01.01.2004 г. и 09.12.2004 г., заключенных между истцом и ответчиком, Минздравом РК, (л.д. 13-14), Общество обязалось оказывать льготы по оплате услуг электросвязи абонентам, имеющим на это право в соответствии с перечисленными в договорах нормативными правовыми актами, а Министерство обязалось возмещать истцу недополученные доходы, связанные с предоставлением указанных льгот. Объем обязательств ответчика определен пунктами 2.2 договоров, согласно которым возмещение производится в полном объеме за счет средств бюджета соответствующего уровня “в пределах средств, предусмотренных в 2004 году“.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с их условиями и требованиями закона.

В судебном заседании представитель ответчика, Минфина РК, пояснил, что в соответствии с Законом Республики Карелия “О бюджета Республики Карелия на 2004 год“ на реализацию Закона Республики Карелия “Об установлении звания “Ветеран труда Республики Карелия и порядке его присвоения“ главному распорядителю средств бюджета Республики Карелия до 01.10.2004 г. - Министерству труда и социального развития Республики Карелия, было предусмотрено - 7 687 тыс. руб., профинансировано из бюджета - 7 687 тыс. руб., Минздраву РК - 10 437 тыс. руб. (л.д. - 53)

Как было установлено судом, по состоянию на 01.01.2005 г. Минздравом РК расходы произведены в полном объеме. Согласно данным отчета министерства об использовании средств, выделенных из бюджета Республики Карелия на 2004 год, кредиторская задолженность за предоставленные льготы по оплате услуг связи отсутствует. Было выделено средств на 2004 г. - 18124 тыс. руб., фактически выставлено счетов в 2004 г. 13657 тыс. руб. Данный отчет в установленном порядке представлен в Минфин РК (л.д. - 83-85).

Доказательства, подтверждающих расходы истца по предоставлению льгот за услуги связи в соответствии с законом Республики Карелия “Об установлении звания “Ветеран труда“ и порядке его присвоения“ за декабрь 2004 года и направление данных доказательств в Минздрав РК (акты выполненных работ, счета, счета фактуры, реестры) отсутствуют. В связи с чем, истец не доказал убытки, которые у него возникли в спорный период. В то же время средств Минздраву РК было выделено из бюджета достаточно.

Таким образом, суд считает установленным факт надлежащего исполнения ответчиками обязательств, предусмотренных договорами от 01.01.2004 г. и 09.12.2004 г. в соответствии с Законом Республики Карелия “Об установлении звания “Ветеран труда“ и порядке его присвоения“.

В иске суд отказывает. Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ относит на истца.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении исковых требований отказать.

2. Расходы по госпошлине отнести на истца.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

В.И.КОРОСТЕЛЕВА