Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.02.2007, 27.02.2007 по делу N А26-9197/2006-21 Нарушение единых правил оформления и представления в банк паспорта сделки справки о подтверждающих документах правомерно расценено как несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям и правильно квалифицировано по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, при этом ссылка на письма, подтверждающие доводы ответчика, отклонена, так как они носят только информационный характер, необязательны для применения и исполнения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 февраля 2007 г. Дело N А26-9197/2006-21“

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2007 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Ф.И.О.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лайтинен В.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Линкс“

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия

о признании незаконным и отмене постановления N 86-06/179П от 30.10.2006 года

при участии в судебном заседании директора ООО “Линкс“ Утиновой Т.В. (выписка из ЕГРЮЛ - л.д. 15), главного специалиста-эксперта Территориального управления Росфиннадзора в РК Литвиненко Н.А. (доверенность от 29.12.2006 -
л.д. 50),

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Республики Карелия обратилось общество с ограниченной ответственностью “Линкс“ (далее - заявитель, ООО “Линкс“, общество) с заявлением о признании незаконным и отмене полностью постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - ответчик, административный орган, Территориальное управление Росфиннадзора по РК) N 86-06/179П от 30 октября 2006 года (с учетом уточненных требований). Указанным постановлением общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в сумме 40000 рублей.

В обоснование заявленного требования общество со ссылкой на письма уполномоченного банка N 024-16/5 от 16.11.2006 и Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ N 12-1-4/1708 от 9.08.2006 указало, что справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности, а является подтверждающим документом, ответственность за нарушением порядка и сроков предоставления иных документов и информации, связанных с проведением валютных операций статьей 15.25 КоАП РФ не установлена.

В отзыве на заявление Территориальное управление Росфиннадзора в РК не признало заявленные требования в полном объеме. По мнению административного органа, несостоятельна ссылка общества на письма уполномоченного банка и Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ, поскольку неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Справки о подтверждающих документах имеют строго установленную форму, представляются для целей учета валютных операций, проводимых экспортерами и импортерами, и имеют значение отчетного документа. Кроме того, объектом правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, является установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля. Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи
15.25 КоАП РФ, посягает на возможность проведения государством единой валютной и кредитно-денежной политики, опирающейся на получаемые от Центрального банка Российской Федерации данные.

В судебном заседании директор ООО “Линкс“ поддержал заявленные требования. Дополнительно указал, что ксерокопия грузовой таможенной декларации N 10209093/100306/0000737 была получена обществом от ООО “Дедовичский ЛПК“ только 27.06.2006 года, поэтому справка о подтверждающих документах была представлена с нарушением срока.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве на заявление.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью “Линкс“ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021000517120.

Как видно из материалов дела, общество заключило с финской фирмой “Stora Enso Oyj“ контракт от 30.04.2003 года N 37617 на поставку лесоматериалов. По данному контракту общество оформило паспорт сделки N 04070072/0439/0043/1/0 в Петрозаводском филиале ОАО “Промышленно-строительный банк“. Во исполнение условий контракта по грузовой таможенной декларации N 10209093/100306/0000737 (далее - ГТД) товар вывезен 22.03.2006, 23.03.2006, 03.04.2006 и 07.04.2006. Общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах 27.06.2006 года, то есть с нарушением установленного законодательством срока.

Данное обстоятельство послужило Петрозаводской таможне основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по признакам деяния, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и проведения по нему административного расследования (определение от 24.07.2006 года).

Постановлением Территориального управления Росфиннадзора в РК от 30.10.2006 года N 86-06/179П общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ООО “Линкс“ обратилось в арбитражный суд
с заявлением о его оспаривании.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и отзыве на него, изучив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ввиду следующего.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон N 173-ФЗ) Центральный Банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Закона N 173-ФЗ, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и информации установлен Положением Банка России от 01.06.2004 года N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение N 258-П).

В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением N 258-П, представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В целях учета валютных операций по контрактам и осуществления контроля за их проведением в соответствии с пунктами 2.2 и 2.4 Положения N
258-П, а также Инструкции Центробанка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ резидент представляет в уполномоченный банк, в котором по контракту оформлен паспорт сделки, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт в том числе вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации в сроки, предусмотренные пунктом 2.4 Положения N 258-П, а именно в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по представлению справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк действующее валютное законодательство возлагает на резидента - ООО “Линкс“ - и не связывает эту обязанность с какими-либо действиями уполномоченного банка либо таможенного органа.

В силу части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям влечет наложение административного штрафа, в частности на юридических лиц, - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Судом установлено, что общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах 27.06.2006 при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации 07.04.2006, то есть с нарушением установленного срока. Общество в заявлении и директор общества в судебном заседании данный факт не оспаривали.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской
Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела подтверждается, что обществу уже 07 апреля 2006 года были известны даты отгрузки лесопродукции по ГТД N 10209093/100306/0000737 и общая стоимость вывезенного товара, поскольку после получения товара покупателем продавцу были представлены акты приемки товара, на основании которых обществом выставлены счета на его оплату.

Из пояснений руководителя ООО “Линкс“ следует, что ГТД N 10209093/100306/0000737 была получена обществом от грузоотправителя - ООО “Дедовичский ЛПК“ - по устному запросу только 27 июня 2006 года, и в тот же день в банк была представлена справка о подтверждающих документах. Однако доказательств, подтверждающих, что обществом были предприняты все меры по получению ГТД до окончательного срока представления справки в банк, то есть до 15.05.2006 года, заявителем не представлено.

Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью “Линкс“ не были предприняты все меры по соблюдению требований законодательства.

Суд считает несостоятельным довод заявителя относительно того, что справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности.

Пунктом 2.1 Положения N 258-П установлено, что именно в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент обязан в порядке, установленным настоящим Положением, представить в банк паспорта сделки и документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Оформление справки в двух экземплярах и представление ее с подтверждающими вывоз товара документами не позднее
15 календарных дней после окончания отчетного месяца, в котором совершен вывоз товара, установлен пунктами 2.2 и 2.4 Положения N 258-П, и данная обязанность должна исполняться участником внешнеторговой сделки.

Кроме того, суд не принимает и довод заявителя об отсутствии вины общества со ссылкой на письма уполномоченного банка и Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1.1, 2.4, 2.5 Положения о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России от 18.07.2000 года N 115-П официальные разъяснения Банка России после их подписания должны быть зарегистрированы в тот же день в Административном департаменте Банка России в установленном порядке. Дата регистрации официального разъяснения Банка России считается датой его принятия. Официальное разъяснение Банка России по вопросам применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов подлежат опубликованию в “Вестнике Банка России“.

В силу статьи 7 Федерального закона от 10.07.2002 года N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)“ Банк России по вопросам отнесения к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Из анализа изложенных норм следует, что все разъяснения, нормативные акты Центрального банка Российской Федерации должны проходить определенную процедуру регистрации, после чего они становятся обязательными к применению для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля от 09.08.2006 N 12-1-4/1708, на которое ссылается заявитель, не обладает признаками нормативного правового акта, не устанавливает права и обязанности хозяйствующих субъектов, поскольку не прошло надлежащую процедуру регистрации в качестве нормативного акта и официально не опубликовано. Указанное письмо носит лишь рекомендательный, информационный характер и не обязательно к применению юридическими и физическими лицами.

Кроме того, в указанном письме Департамента прямо не указывается на то, что справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности, а лишь определено, что “учет и отчетность“, а также “документы и информация“ представляют собой различные институты, в отношении которых существуют различающиеся процессуальные нормы, включая различных субъектов получения соответствующей информации. Более того, письмо Департамента от 09.08.2006 года N 12-1-4/1708 было получено обществом после совершения им административного правонарушения, то есть общество не могло руководствоваться данным письмом, и оно не может быть применено к правоотношениям, возникшим до его издания.

Судом не установлено нарушений процедуры привлечения ООО “Линкс“ к административной ответственности со стороны административного органа, административное наказание обществу назначено в пределах санкции, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ в минимальном размере, с учетом всех обстоятельств допущенного нарушения и в пределах установленного срока давности привлечения к ответственности (статья 4.5 КоАП РФ).

На основании изложенного, у суда отсутствуют основания для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа и удовлетворения заявления общества с ограниченной ответственностью “Линкс“.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене полностью постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
в Республике Карелия от 30 октября 2006 года N 86-06/179П о привлечении к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу с ограниченной ответственностью “Линкс“ (место нахождения: город Петрозаводск, улица Ленинградская, д. 6Б, основной государственный регистрационный номер 1021000517120) отказать полностью.

2. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

И.А.ЗИНЬКУЕВА