Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.01.2007 по делу N А26-7482/2006-210 Решение ФСС о непринятии к зачету расходов, произведенных работодателем (образовательным учреждением), по листкам нетрудоспособности признано недействительным, так как обязанность выяснения правомерности выдачи больничного листка лежит на лечебном учреждении, его выдавшем, а не на работодателе.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 января 2007 г. Дело N А26-7482/2006-210“

Судья Гарист С.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Тулубенской А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального общеобразовательного учреждения Беломорского муниципального района “Сосновецкая средняя общеобразовательная школа“ к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия

о признании частично недействительным решения от 24.07.2006 N 182,

при участии в заседании: от заявителя - Бабушкин Н.М., юрисконсульт (доверенность от 27.11.2006 года); от ответчика - Бокша Е.М., главный специалист (доверенность от 13.11.2006 N 01-61/5-22975),

УСТАНОВИЛ:

муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района “Сосновецкая средняя общеобразовательная школа“ (далее по тексту - школа, МОУ “Сосновецкая СОШ“)
обратилось с заявлением, о признании недействительным решения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее по тексту - Фонд) от 24.07.2006 N 182 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в части непринятия к зачету 22 767 руб. 14 коп.

Представитель школы в судебном заседании поддержал заявленные требования, указал, что поскольку факты нахождения работников МОУ “Сосновецкая СОШ“ в состоянии нетрудоспособности действительно имели место, что подтверждается выдачей каждому из них листков нетрудоспособности на бланках установленного образца с наличием подписей медицинских работников и печатью медицинского учреждения, то поэтому указанная сумма была выплачена работодателем обоснованно.

Представитель фонда не согласилась с заявлением общества, привела доводы, аналогичные изложенным в отзыве от 16.11.2006 N 09-16/9393.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании решения заместителя управляющего Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от 27.04.2006 N 129 проведена проверка муниципального общеобразовательного учреждения Беломорского муниципального района “Сосновецкая средняя общеобразовательная школа“ по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2003 по 31.12.2005 года, о чем составлен акт документальной выездной проверки от 31.05.2006 N 141 с/с.

По результатам рассмотрения акта документальной выездной проверки от 15.03.2004 N 3с/с и возражений школы, заместителем управляющего фонда было принято решение от 24.07.2006 N 182 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательных и иных
нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, в сумме 25 016 руб. 00 коп.

Проверкой, в частности, установлено, что школой:

- в нарушение статьи 49 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1, пункта 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, пункта 1.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19 октября 1994 года N 206 и Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19 октября 1994 года N 21, начислены пособия по временной нетрудоспособности работникам на основании неправильно оформленных листков нетрудоспособности. Листки нетрудоспособности неправомерно выданы медицинскими работниками со средним образованием, не имеющими право на выдачу больничных листков. Начислено 15 979 руб. 00 коп.;

В официальном тексте документа, видимо, пропущен текст: имеется в виду “...утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации Приказом N 206...“.

- в нарушение пункта 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, пункта 2.2 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации N 206 и Постановлением ФСС Российской Федерации N 21 от 19.10.1994 года, начислены пособия по временной нетрудоспособности работникам на основании неправильно оформленных листков нетрудоспособности. Листки нетрудоспособности в нарушение требований инструкции выданы медицинскими работниками со средним образованием, имеющим право на выдачу больничных листков единовременно на срок свыше 5 дней и единолично на срок более 10 дней. Начислено 4 656 руб. 00 коп.;

- в нарушение
пункта 5.2.5 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации N 206 и Постановлением ФСС Российской Федерации N 21 от 19.10.1994 года (далее - Инструкция), начислено пособие по временной нетрудоспособности работнику. Листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 1 года выдан бабушке, однако мама не работала и могла осуществлять уход сама (подтверждение с места работы или учебы матери не представлено). Начислено 2 132 руб. 00 коп.

МОУ “Сосновецкая СОШ“, считая, что фондом принято неправомерное решение по данным эпизодам, которое нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением о признании решения недействительным в части не принятой к зачету суммы в размере 22 767 руб. 00 коп.

Согласно пункту 2.1 и 2.2 акта проверки фонд не принял расходы школы, в связи с нарушением пункта 2.2 Инструкции, а именно, неправильно оформленных листков нетрудоспособности - выданы медицинскими работниками со средним образованием, не имеющими право на их выдачу, а также выданы медицинскими работниками со средним образованием, не имеющими право на выдачу больничных листков единовременно на срок свыше 5 дней и единолично на срок более 10 дней.

Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года N 13-6 предусмотрено, что основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный листок (листок нетрудоспособности).

Порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, регулируется Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19 октября 1994 года N 206 и
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19 октября 1994 года N 21 (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность и подтверждающим временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.

Пунктом 1.3 предусмотрено, что право на выдачу листков нетрудоспособности (справок) имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой вне учреждения здравоохранения, для получения указанной лицензии должны иметь удостоверение (свидетельство) об окончании курса повышения квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности.

В отдельных случаях, по решению местных органов управления здравоохранением, выдача листков нетрудоспособности (справок) гражданам может быть разрешена медицинскому работнику со средним медицинским образованием.

В проверяемый период не имели разрешения на выдачу листков нетрудоспособности фельдшер Кузнецова - в 2003-2004, фельдшер Курилина - в 2005 году.

Согласно пункту 2.2 Инструкции при заболеваниях и травмах средний медицинский работник, имеющий право выдавать листки нетрудоспособности, единолично и единовременно выдает его на срок до 5 дней и продлевает до 10 дней, в исключительных случаях, после консультаций с врачом ближайшего лечебно-профилактического учреждения сроком до 30 дней.

В данном случае за отсутствие приказа на фельдшера Кузнецову и Курилину, а также за выдачу больничных листков единовременно фельдшером Поповой на срок свыше 5 дней и единолично на срок более 10 дней фонд возложил ответственность за ненадлежащее оформление листков нетрудоспособности на работодателя, муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района “Сосновецкая средняя общеобразовательная школа“.

Однако согласно пункту 1.4 Инструкции контроль за соблюдением Инструкции в государственных, муниципальных, частных лечебно-профилактических учреждениях, а также частнопрактикующими врачами осуществляется в пределах своей компетенции органом управления здравоохранением соответствующего уровня,
профессиональной медицинской ассоциацией, исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, пропущен текст: имеется в виду “...утвержденной 06.10.1998 года Министерством здравоохранения Российской Федерации Приказом N 291, Фондом социального страхования Российской Федерации Постановлением N 167...“.

В отношении школы такие полномочия не предусмотрены ни Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации N 206 и Постановлением ФСС Российской Федерации N 21 от 19.10.1994 года, ни Инструкцией о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, утвержденной 06.10.1998 года Министерством здравоохранения Российской Федерации N 291, Фондом социального страхования Российской Федерации N 167.

Как следует из материалов дела, фельдшеры медицинских учреждений осуществляли прием больных и выдавали листки нетрудоспособности, представленные медицинскими учреждениями.

По мнению суда, проверку наличия приказов на медицинских работников и наличие у них соответствующего образования должны осуществлять органы управления здравоохранением, профессиональные медицинские ассоциации и исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, а не страхователи - организации. Поскольку государством предусмотрены специальные органы, на которых возложена такая функции, распространение такой обязанности на школу незаконно.

Школа не наделена правом контроля за соблюдением Инструкции медицинскими работниками за соблюдением внутреннего распорядка в медицинских учреждениях и издании внутренних приказов по наделению фельдшеров правом выдачи больничных листков.

Выдача медицинским учреждением листка нетрудоспособности с нарушением установленных Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13.01.1995 N 5 “О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности“ правил не является основанием для отказа лицу в выплате пособия по временной нетрудоспособности, поскольку такое основание не предусмотрено правовыми нормами. Законодательством не определено, что именно на больного или его работодателя, а не
на медицинское учреждение переходят негативные последствия нарушения последним приказа Минздрава.

В обязанность больного и работодателя не вменена проверка правомерности выдачи фельдшером листка нетрудоспособности, а факты отсутствия страховых случаев, какие-нибудь злоупотребления со стороны граждан или медицинских учреждений, которыми подтвердилась бы невозможность выплаты работодателем пособий по нетрудоспособности, фондом не выявлены, и соответствующие доказательства в порядке статей 65 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлены.

При таких обстоятельствах у фонда не было правовых оснований для непринятия к зачету указанной суммы.

Факт болезни работников и обоснованность выдачи им больничных листов фонд не оспаривает.

Как следует из пункта 2.3 акта проверки, по мнению фонда, школой нарушен пункт 5.2.5 Инструкции. Листок нетрудоспособности N 9700688 по уходу за больным ребенком в возрасте до 1 года выдан бабушке, Беляевой Т.С. Мама не работала.

Согласно абзацу 5 пункта 18 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию пособие работающему лицу, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3-х лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16-ти лет, выдается в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком.

Таким образом, из смысла указанной нормы следует, что страхователь не вправе решать вопрос о правомерности выдачи лечебным учреждением листка нетрудоспособности лицу, занятому уходом за ребенком в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком.

Страхователем согласно Федеральному закону Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

Представитель заявителя правильно указал, что обязанность выяснения правомерности выдачи больничного листка в данном случае лежит на лечебном учреждении, его выдавшем, а не на школе.

Листки нетрудоспособности оформлены надлежащим образом, имеют все предусмотренные реквизиты, и оснований для отказа в его принятии и оплате у заявителя не было.

При таких обстоятельствах, суд считает, что у фонда отсутствовали основания для непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем, в сумме 22 767 руб. 00 коп.

Расходы по государственной пошлине суд относит на ответчика. Однако поскольку фонд выступает в защиту государственных интересов, он освобождается от ее уплаты.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Заявление муниципального образовательного учреждения Беломорского муниципального района “Сосновецкая средняя общеобразовательная школа“ удовлетворить.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...Закону Российской Федерации от 16.07.1999 года N 165-ФЗ...“ имеется в виду “...Федеральному закону Российской Федерации от 16.07.1999 года N 165-ФЗ...“.

Признать недействительным как несоответствующим Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19 октября 1994 года N 206 и Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19 октября 1994 года N 21, Положению о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 года N 13-6 и Закону Российской Федерации от 16.07.1999 года N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ решение от 24.07.2006 N 182 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога
в части 22 767 руб. 14 коп.

Обязать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального образовательного учреждения Беломорского муниципального района “Сосновецкая средняя общеобразовательная школа“.

2. Возвратить муниципальному образовательному учреждению Беломорского муниципального района “Сосновецкая средняя общеобразовательная школа“ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб., уплаченную по квитанции Сбербанка 29.09.2006 года.

3. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

С.Н.ГАРИСТ