Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.01.2007, 12.01.2007 по делу N А26-7568/2006-216 Основанием для предоставления льготы по налогу на имущество организаций являются только характеристики самого имущества (объект социально-культурной сферы, учитываемый на балансе в качестве объекта основных средств, используемый в соответствии с целевым назначением), независимо от передачи в аренду частей единого имущественного комплекса (стадиона).

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 января 2007 г. Дело N А26-7568/2006-216“

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2007 года. Полный текст решения изготовлен 16 января 2007 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Романовой О.Я.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Перовой И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения Республики Карелия “Центральный республиканский стадион “Спартак“ к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску о признании недействительным решения N 4.3-268 от 03.08.2006 года “О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части доначисления налога на имущество, пеней и штрафных санкций.

при участии:

от заявителя
- Куроптев Е.А., представитель по доверенности от 09.01.2007 года;

от ответчика - Бокша А.М., ведущий специалист юридического отдела, по доверенности от 25.12.2006 года N 2.1-13/120; Карлукова О.Н., главный государственный налоговый инспектор, по доверенности от 11.01.2007 года N 1.4-13/7;

от третьего лица - Министерства экономического развития Республики Карелия - не явился;

В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), судом объявлялся перерыв с 11.01.2007 года до 14 часов 12.01.2006 года.

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение Республики Карелия “Центральный республиканский стадион “Спартак“ (далее - заявитель, Учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 4.3-268 от 03.08.2006 года “О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части доначисления налога на имущество в сумме 708 237 рублей.

Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 01.11.2006 года (л.д. 47, том 1) к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство экономического развития Республики Карелия.

В обоснование заявленного требования Учреждение указывает на правомерность применения льготы по уплате налога на имущество, предусмотренной пунктом 7 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), как организации, в оперативном управлении которой находится объект социально-культурной сферы, используемый для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Налоговая инспекция в отзыве на заявление просит в удовлетворении заявления Учреждению отказать по тем основаниям, что в ходе выездной налоговой проверки и проведенного осмотра помещений,
было установлено, что часть помещений основных средств (восточная, северная, западная, южная трибуны, гараж), входящих в состав имущественного комплекса стадиона, находящего по адресу г. Петрозаводск, ул. Герцена, дом 1, сдавалась в аренду собственником имущества - Министерством госсобственности и природных ресурсов Республики Карелия - организациям и индивидуальным предпринимателям для их использования в целях, не связанных с деятельностью в области спорта и оздоровления.

В связи с этим, считает налоговый орган, основные средства, не используемые для нужд физической культуры и спорта, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Расчет облагаемого налогом имущества произведен инспекций, исходя из соотношения сдаваемых в аренду площадей к общей площади помещений, при этом расчет среднегодовой стоимости имущества произведен из доли, приходящейся на помещения, сдаваемые в аренду, к остаточной стоимости основных средств.

В судебном заседании 11.01.2007 года представитель заявителя в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 49 АПК РФ, уточнил заявленные требования и просит признать недействительным решение инспекции от 03.08.2006 года N 4.3-268 в части доначисления налога на имущество в сумме 604 210 рублей, в том числе авансовых платежей по налогу за 1 квартал 2006 года в сумме 89 980 рублей, пеней в сумме 144 330 рублей и применения штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 102 846 рублей.

В судебном заседании представители заявителя и ответчика поддержали доводы, изложенные соответственно в заявлении, письменных пояснениях и отзыве на заявление.

Представитель третьего лица, Министерства экономического развития Республики Карелия (правопреемник Министерства госсобственности РК и природных ресурсов в отношении договоров аренды государственного имущества Республики Карелия), в отзыве на заявление (л.д. 1, том 2) просит рассмотреть дело без участия его
представителей, указывает на то, что по состоянию на 28.11.2006 года на праве оперативного управления за Учреждением закреплено 5 030 квадратных метров, сдается в аренду собственником 1 914 квадратных метров, при этом 90 процентов арендной платы перечисляется арендаторами для финансирования ремонтных работ на стадионе.

Заслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Государственное учреждение Республики Карелия “Центральный республиканский стадион “Спартак“ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 10210005532673, учредителем организации является Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия.

В соответствии с Уставом учреждение создано в целях развития массовой физической культуры, спорта и организации досуга населения республики.

Учреждение имеет ОКВЭД 92.6 - деятельность в области спорта, никаких иных видов деятельности в проверяемом периоде и в настоящее время не осуществляет.

Инспекция ФНС России по городу Петрозаводску провела выездную налоговую проверку Учреждения за период с 01.01.2003 года по 31.03.2006 года, по результатам которой составлен акт N 4.3-162 от 14.07.2006 года, и с учетом частичного удовлетворения возражений заявителя, заместителем руководителя инспекции принято решение от 03.08.2006 года N 4.3-268 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Учреждение не согласилось с решением инспекции в части доначисления налога на имущество за 2003 и 2004 годы в связи с правомерностью применения льготы, предусмотренной пунктом 7 статьи 381 НК РФ, в отношении всего комплекса стадиона, а также в части начисления авансовых платежей по налогу на имущество за 1 квартал 2006 года, начисления пеней и применения штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату)
налога за 2003 и 2004 годы.

Суд считает заявленные требования Учреждения подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 374 НК РФ).

Перечень объектов, освобождаемых от налогообложения, установлен статьей 381 НК РФ.

В соответствии с пунктом 7 статьи 381 НК РФ организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Указанная льгота предоставляется организациям независимо от источника приобретения имущества, а также любых форм собственности при условии использования основных средств социально-культурной сферы (движимых и недвижимых) непосредственно этими организациями либо специализированными организациями, привлеченными налогоплательщиками для оказания соответствующих услуг, по целевому назначению.

Соответствующее предназначение объекта основных средств (движимого и недвижимого) определяется уставом (положением) организации, первичными документами на эти
объекты и распорядительными документами организации в отношении использования объектов основных средств для культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения.

Суд отклоняет как противоречащий содержанию пункта 7 статьи 381 НК РФ довод налоговой инспекции о том, что используемые иными организациями и предпринимателями помещения, являющиеся неотъемлемой частью единого спортивного комплекса, и сданные в аренду собственником государственного имущества Республики Карелия в целях получения дополнительных средств для содержания и ремонта стадиона, подлежат обложению налогом на имущество в общеустановленном порядке.

Как следует из положений пункта 1 статьи 374 НК РФ и пункта 7 статьи 381 НК РФ, критерием для предоставления льготы по налогу на имущество организаций являются только характеристики самого имущества (движимое или недвижимое имущество - объект социально-культурной сферы, учитываемый на балансе в качестве объекта основных средств, используемый в соответствии с целевым назначением).

При разрешении спора суд также учитывает то, что объектом социально-культурной сферы должен признаваться единый имущественный комплекс, который функционально предназначен и используется для физической культуры и спорта. Понятие “имущественный комплекс“ в соответствии с пунктом 1 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации тождественно понятию “предприятие“. Согласно части 2 пункта 2 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности. Стадион “Спартак“ является таким имущественным комплексом, в состав которого и входят спорные площади, что подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе фотографиями (л.д. 53-58, том 1), перечнем объектов с номенклатурными номерами (л.д. 106-107, том 1).

В соответствии с главой 30 “Налог на имущество организаций“ Налогового кодекса Российской Федерации объект налогообложения и налоговая база по
налогу на имущество определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Согласно пункту 6 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств“ ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Согласно пункту 11 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н, для организации бухгалтерского учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств должен присваиваться при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер.

Как следует из представленных в деле доказательств, бухгалтерский учет Учреждением осуществляется в соответствии с указанными нормативными документами, при этом требование инспекции о ведении раздельного учета помещений, сдаваемых в аренду, не основано на нормах законодательства, поскольку такой учет должен осуществляться только в случае, когда организации социально-культурной сферы осуществляют одновременно с основной деятельностью иные виды деятельности.

Данная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2005 года N 274-О.

Спортивный комплекс имеет единый код учета согласно Общероссийскому классификатору, в составе объекта
учета отдельных помещений классификатор не предусматривает, не требуется разделения объекта в зависимости от его использования и в силу Главы 30 НК РФ.

Таким образом, следует признать законным и обоснованным применение Учреждением льготы, предусмотренной пунктом 7 статьи 381 НК РФ в отношении всего имущества спортивного комплекса.

Кроме того, налоговой инспекцией не принято во внимание, что арендные платежи по всем договорам аренды, заключенным с собственником имущества, направляются на техническое обслуживание и содержание имущества стадиона (текущий и капитальный ремонт).

Инспекция по результатам выездной проверки начислила Учреждению авансовые платежи по налогу на имущество за 1 квартал 2006 года в сумме 89 980 рублей по тем основаниям, что льгота, предусмотренная пунктом 7 статьи 381 НК РФ, в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 года N 139-ФЗ, с 01.01.2006 года не подлежит применению.

В данной части решение налогового органа также является неправомерным с учетом следующих обстоятельств.

Статьей 372 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. При этом законами субъекта Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Карелия от 01.11.2005 года N 913-ЗРК “О внесении изменений в Закон Республики Карелия “О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ с 01.01.2006 года установлена ставка 0 процентов для организаций - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения, которые полностью или частично финансируются за счет средств бюджета Республики Карелия и (или) местных бюджетов.

Таким образом, Учреждение также
правомерно воспользовалось льготой по налогу на имущество, установленной Законом субъекта Российской Федерации, и начисление авансовых платежей по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2006 года является незаконным.

То обстоятельство, что Учреждение добровольно уплатило налог в сумме 89 980 рублей, не лишает его права оспорить решение инспекции и в этой части.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика, но поскольку в силу статьи 333.37 налоговые органы освобождены от ее уплаты, судом пошлина не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. Заявление Государственного учреждения Республики Карелия “Центральный республиканский стадион “Спартак“ удовлетворить полностью. Признать недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску N 4.3-268 от 03.08.2006 года “О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части доначисления налога на имущество в сумме 604 210 рублей, пеней в сумме 144 300 рублей и применения штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 102 846 рублей.

2. Обязать Инспекцию ФНС России по городу Петрозаводску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

3. Возвратить Государственному учреждению Республики Карелия “Центральный республиканский стадион “Спартак“ из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, уплаченную по платежным поручениям N 73 и N 74 от 21.09.2006 года.

4. Решение может быть обжаловано: в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

О.Я.РОМАНОВА