Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.11.2006, 09.11.2006 по делу N А26-6974/2006-28 Администрация сельского поселения не может быть привлечена к налоговой ответственности за нарушение срока представления сообщения о регистрации физических лиц по месту жительства в связи с тем, что ее нельзя рассматривать в качестве органа, который должен осуществлять данную функцию в обязательном порядке.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 ноября 2006 г. Дело N А26-6974/2006-28“

Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2006 года.

Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2006 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Кохвакко В.В.,

при ведении протокола помощником судьи Александрович Е.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации Туксинского сельского поселения

к Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Республике Карелия

об отмене решения N 1407 от 04 сентября 2006 года,

при участии:

от заявителя - Кондратьева В.К., главы местного самоуправления (полномочия проверены),

от ответчика - Петрасюк Ю.В., специалиста юридического отдела (доверенность в деле),

УСТАНОВИЛ:

Администрация Туксинского сельского поселения (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением
об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция, ответчик) от 04 сентября 2006 года N 1407 о привлечении администрации к налоговой ответственности как незаконного.

В рамках предварительного судебного заседания, проведенного судом до начала рассмотрения спора по существу, представитель заявителя уточнил предмет требований - просит признать незаконным оспариваемый ненормативный акт налогового органа. Уточненный предмет требований принят судом. Представителем заявителя дополнительно представлено разъяснение Государственного комитета Республики Карелия по вопросам развития местного самоуправления от 23.10.2006 г. и устав муниципального образования Туксинского сельского поселения. Иных дополнительных доказательств, заявлений, ходатайств от сторон не поступило. Отзыв налоговой инспекции, поступивший в суд 08.11.2006 г., приобщен к материалам дела. При отсутствии возражений сторон суд перешел к рассмотрению спора по существу.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...в соответствии с Федеральным законом N 131...“ имеется в виду “...в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ...“.

Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении требований в полном объеме настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что в настоящее время администрации сельского поселения не предоставлено прав производить регистрацию граждан по месту жительства, т.к. оно не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом N 131. В администрации он один служащий. Штаты и финансирование на регистрацию граждан не переданы. Таким образом, по мнению заявителя, привлечение к налоговой ответственности за неисполнение обязанностей, которые законом администрации не вменены, неправомерно.

Представитель ответчика требований администрации не признала, поддержала правовую позицию, изложенную в отзыве. Дополнительно отметила, что в населенных пунктах, где отсутствуют органы МВД, регистрацию граждан осуществляют
органы местного самоуправления. При таких обстоятельствах местные администрации обязаны в установленные сроки представлять в налоговый орган сведения о зарегистрированных лицах. Таким образом, привлечение заявителя к налоговой ответственности обоснованно, а оспариваемое решение - законно.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

При проверке поступивших от администрации сведений о регистрации граждан по месту жительства налоговым органом был выявлен факт представления трех сведений о зарегистрированных по месту жительства лицах (два из которых сменили место жительства в пределах сельского поселения Тукса, одна гражданка прибыла после окончания учебы в место постоянного проживания) с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 85 НК Российской Федерации. Указанное нарушение было зафиксировано в акте N 371 от 07.08.2006 г. (л.д. N 13).

По результатам рассмотрения материалов проверки, а также представленных администрацией возражений на него (л.д. N 15) налоговым органом 04 сентября 2006 года было вынесено решение N 1407 (л.д. N 18-20) о привлечении администрации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1, в виде штрафа в размере 1 500 рублей.

Не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, администрация обжаловала указанное решение в судебном порядке. По мнению заявителя, поскольку у администрации нет права на осуществление регистрации граждан по месту жительства, то и нарушение срока предоставления сведений о регистрации граждан в налоговый орган быть не может, в связи с чем привлечение к ответственности необоснованно.

Суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 85 НК Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по
месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей.

В силу статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми органы местного самоуправления могут наделяться только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 “О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“ установлено, что в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - местная администрация.

Таким образом, что в случае отсутствия на территории муниципального образования соответствующих органов внутренних дел законодательством предусмотрена возможность возложения функций по регистрации физических лиц по месту жительства на органы местного самоуправления при условии передачи им финансовых средств на осуществление этих функций.

В соответствии со ст. 26 устава муниципального образования Туксинского сельского поселения к компетенции администрации сельского поселения относятся, в частности, осуществление отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия.

Налоговым органом не представлено доказательств наличия законодательных норм, предусматривающих компетенцию администрации по осуществлению государственной регистрации граждан по месту их жительства, а также определяющих источники финансирования расходов на осуществление указанной деятельности. Напротив, как следует из разъяснения Государственного комитета Республики Карелия по вопросам развития местного самоуправления от 23 октября 2006 года, к полномочиям администрации вопросы осуществления регистрационного учета граждан не отнесены. Как отмечается в указанном разъяснении, вопросы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства отнесены к компетенции Российской Федерации. Передача полномочий органам местного самоуправления по регистрации граждан должна осуществляться на основании соответствующего федерального закона с необходимым финансовым обеспечением из федерального бюджета. “В настоящее время разработан проект федерального закона о наделении органов местного самоуправления полномочиями по регистрационному учету граждан, который находится на рассмотрении в Государственной думе. После принятия вышеуказанного закона будет решен вопрос о выделении субвенций на эти цели из федерального бюджета“. Вместе с тем, учитывая важность указанной работы, Госкомитет рекомендует продолжать проводимую в поселениях работу по регистрационному учету граждан на прежних условиях.

При таких обстоятельствах суд считает, что администрацию сельского поселения нельзя рассматривать в качестве органа, обязанного осуществлять в соответствии с действующим законодательством регистрацию граждан по месту жительства. Эта государственная функция осуществляется в порядке рекомендации в силу того, что ее некому более выполнять на территории сельского поселения.

По мнению суда, налоговая ответственность возможно только в связи с неисполнением обязанностей, возложенных на юридическое либо физическое лицо законом, но не рекомендации по исполнению каких-либо функций.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о
неправомерном привлечении налоговым органом администрации к ответственности, установленной п. 1 ст. 129.1 НК Российской Федерации, за нарушение срока представления сообщений о регистрации физических лиц по месту жительства.

Кроме того, суд усматривает в действиях налоговой инспекции при вынесении решения о привлечении администрации к налоговой ответственности факт неправильного порядка применения налоговой санкции.

Как уже указывалось выше, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) обязанным лицом указанных сведений влечет ответственность по пункту 1 статьи 129.1 НК Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 000 руб. За совершение того же деяния повторно в течение календарного года установлена налоговая ответственность по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.

Однако оспариваемым решением администрация была привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 1 500 рублей, что противоречит положениям НК Российской Федерации.

Судом отмечается, что статья 129.1 НК Российской Федерации не содержит указания на исчисление штрафа в зависимости от количества несообщенных сведений. Санкции пунктов 1 и 2 статьи 129.1 Кодекса не ставят размер штрафа в зависимость от количества не сообщенных в срок сведений, поэтому налоговый орган за несвоевременное сообщение ответчиком трех сведений был вправе наложить штраф по пункту 1 статьи 129.1 НК Российской Федерации в размере, не превышающем 1 000 руб. (либо использовать права, предоставленные п. 3 ст. 114 и п. 1 ст. 112 НК Российской Федерации). Привлечение администрации к штрафу в указанном размере также предлагалось проверяющим в пункте 1 заключительного раздела 2 акта проверки.

Данное обстоятельство также является основанием для признания решения налогового органа незаконным.

Исходя из
изложенного, суд удовлетворяет заявленные администрацией требования в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Требования удовлетворить.

Признать незаконным полностью решение Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Республике Карелия от 04 сентября 2006 года N 1407 о привлечении Администрации Туксинского сельского поселения Олонецкого района к налоговой ответственности, проверенное на соответствие положениям НК Российской Федерации и ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

В данной части решение подлежит немедленному исполнению.

2. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N 5 по Республике Карелия устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

В.В.КОХВАККО