Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.11.2006, 27.10.2006 по делу N А26-3158/2006-16 Непогашенная в срок задолженность по централизованным кредитам, полученным организацией в 1992-1994 годах и переоформленным во внутренний государственный долг Республики Карелия перед Минфином РФ, взыскана с организации в пользу Минфина РК, при этом во взыскании задолженность со сроком погашения 1998-2002 годов отказано в связи с истечением срока давности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 ноября 2006 г. Дело N А26-3158/2006-16“

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2006 г. Полный текст решения изготовлен 03 ноября 2006 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Коростелевой В.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ощепковой Т.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства финансов Республики Карелия

к ФГУ “Лечебно-исправительное учреждение N ... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РК“, к ГУП “Учреждение УМ... УИН Республики Карелия“

о взыскании 1 536 698 руб.

при участии:

от истца - П. - представитель по доверенности от 10.01.2006 г.,

от ответчиков - Г. - представитель по доверенности от 20.06.2006 г.,

УСТАНОВИЛ:

Министерство финансов Республики Карелия обратилось
в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Федеральному государственному учреждению “УМ-...“ о взыскании задолженности по долговому обязательству от 19.06.1995 г. и соглашению об обязательствах по государственному внутреннему долгу, возникающему в связи с рассрочкой на 10 лет погашения задолженности по централизованным кредитам, полученным в 1992-1994 годах и начисленным по ним процентам N 5/1 от 19.06.1995 г. в размере 1 536 698 руб. 00 коп.

Исковые требования обоснованы ст. 810 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылками на долговое обязательство и соглашение от 19.06.1995 г.

Определением суда от 15 мая 2006 года судом была произведена замена ответчика на Федеральное государственное учреждение “Лечебно-исправительное учреждение N ... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РК“.

Определением суда от 27 июля суд привлек к участию в деле второго ответчика, государственное унитарное предприятие “Учреждение УМ-... УИН Республики Карелия“ (далее предприятие).

Определением от 29.06.06 г. удовлетворено ходатайство истца об уточнении правового основания иска (л.д. 60-63), Минфин Республики Карелия на основании ст. ст. 382, 384-389 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.04.95 г. N 46-ФЗ “О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности“, ст. 44 Федерального закона от 31.03.95 г. N 39-ФЗ “О федеральном бюджете на 1995 год“, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.94 г. N 1220 “О мерах по оздоровлению финансового положения предприятий и организаций агропромышленного комплекса“, Постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 23.06.95 г. N 482 “О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ни
процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности“, ст. ст. 6, 19 Закона Российской Федерации от 21.07.93 г. “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“, Федерального закона от 21.07.98 г. N 117-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы“, соглашения N 5/1 от 19.06.95 г., долгового обязательства от 19.06.95 г. просит взыскать с ФГУ “Лечебно-исправительное учреждение N ... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по республике Карелия“ 1 536 698,00 руб. - задолженность по централизованному кредиту.

В судебном заседании 25.10.06 г. представитель истца указал, что надлежащим ответчиком по делу является второй ответчик, ГУП “Учреждение УМ ... УИН Республики Карелия“.

В судебном заседании представитель истца требования в отношении второго ответчика - ГУП учреждения УМ-... УИН Республики Карелия - поддержал в полном объеме, пояснил, что в соответствии с п. 2.1 Соглашения N 5/1 срок погашения задолженности начинается с 01.11.1998 г. и заканчивается 01.11.2007 г.

ГУП учреждения УМ-... требования не признало, возражения изложило в отзыве (л.д. - 112-113), в судебном заседании его представитель пояснила, что по состоянию на 01.01.95 г. сумма основного долга по централизованным кредитам составила 152489000 руб. (неденоминированных), а сумма процентов, начисленных за пользование кредитом 1384209000 (неденоминированных) руб., в 1995 году задолженность по основному долгу и процентам в соответствии с соглашением N 5/1 от 19.06.95 г. переоформлена в государственный внутренний долг; в силу ст. 44 Федерального закона от 31.03.95 г. N 39-ФЗ, ст. ст. 1-2 Федерального закона
от 24.04.95 г. N 46-ФЗ, соглашения от 28.06.95 г. к Республике Карелия не переходят права кредитора, субъект выступает лишь в качестве гаранта (поручителя), в связи с этим считает Минфин РК ненадлежащим истцом; представленное Министерством в материалы дела обязательство не содержит даты, а также указания на то обстоятельство, что денежные средства должны быть перечислены именно Минфину Республика Карелия; истец не представил доказательства погашения задолженности Министерству финансов Российской Федерации, следовательно, к нему не перешли права кредитора в порядке, предусмотренном статьей 365 ГК РФ; заявила ходатайство о пропуске срока исковой давности за период с 1998 г. по 2002 г. включительно.

ФГУ ЛИУ N ... УФСИН требования не признало, возражения изложило в отзыве (л.д. - 96-97), в судебном заседании его представитель доводы, изложенные в отзыве на иск, поддержала, пояснения дала аналогичные пояснениям ГУП учреждения УМ-... .

Представитель истца, возражая на доводы, изложенные в отзывах ответчиков, пояснил, что Министерство основывает свои требования прежде всего на соглашении N 5/1 от 19.06.95 г., согласно п. 2.1 которого задолженность должна быть перечислена на счет Минфина РК.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 г. N 46-ФЗ “О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в района Крайнего Севера и приравненные к ним местности“, одноименным постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 23.06.1995 г. N 482 между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Карелия было заключено соглашение от 28.06.95 г. б/N об обязательствах по государственному внутреннему
долгу, возникающему в связи с рассрочкой на 10 лет погашения задолженности организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности по централизованным кредитам, полученным в 1992-1994 годах

Согласно данному соглашению Правительство Республики Карелия обязалось переоформить обязательства организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, расположенных на территории Республики Карелия, перед коммерческими банками, иными финансово-банковскими учреждениями по централизованным кредитам, предоставленным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам, не имеющим источников возврата задолженности, по состоянию на 01 апреля 1995 года.

Указанное переоформление осуществлялось посредством получения заемщиком долговых обязательств организаций по безусловной уплате соответствующей суммы каждой организацией ежегодно не позднее 01 ноября, начиная в 1998 года в течение 8 лет равными долями с уплатой 10 процентов годовых.

Правительство Республики Карелия гарантировало безусловную уплату Министерству финансов Российской Федерации средств в погашение и обслуживание государственного внутреннего долга, образовавшегося в связи с указанным переоформлением задолженности организаций, не имеющей источников возврата.

В реестр долговых обязательств организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, которым была предоставлена рассрочка возврата задолженности, вошла задолженность УМ ... по возврату централизованного кредита в сумме 1 536 698 тыс. (неденоминированных) рублей.

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами между Министерством финансов Республики Карелия и Учреждением УМ-... 19 июня 2005 года заключено соглашение об обязательствах по государственному внутреннему долгу, возникающему в связи с рассрочкой на 10 лет погашения задолженности по централизованным кредитам, полученным в 1992-1994 годах и начисленным по ним процентам (л.д.
7-9), предметом которого является переоформление не имеющей источников возврата задолженности по состоянию на 01.04.1995 г. по централизованным кредитам, предоставленным Учреждению УМ-... в 1992-1994 годах, и процентов по ним в сумме 1 536 698 рублей на государственный внутренний долг.

Во исполнение данного соглашения ответчиком было подписано обязательство (л.д. 10-11), согласно которому заемщик обязуется безусловно уплатить долг государству в указанной сумме не позднее 1 ноября, начиная с 1998 года в течение восьми лет равными долями с уплатой 10 процентов годовых.

Указанное обязательство в части сокращения сроков погашения задолженности истцом не оспорено, вследствие чего суд приходит к выводу, что последний платеж должен быть произведен до 01 ноября 2005 года.

Минфин РК принятые на себя обязательства исполнил, принял задолженность ответчика в сумме 1 536 698 тыс. (неденоминированных) рублей, переоформив ее во внутренний государственный долг Республики Карелия перед Минфином Российской Федерации, и предоставил должнику рассрочку возврата долга и процентов по нему.

На момент предъявления иска срок возврата денежных средств истек, за время пользования денежными средствами погашение задолженности не осуществлялось.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Наличие задолженности подтверждается материалами дела. Так, в бухгалтерском балансе ГУП учреждения УМ-... по состоянию на 01.04.06 г. в разделе “Долгосрочные обязательства“ (л.д. 125) в графе займы и кредиты числится долг в сумме 1 537 тыс. руб.

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Частью 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право
(требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Соглашения об обязательствах по государственному внутреннему долгу от 28.06.1995 г., от 19.06.1995 г. б/N свидетельствуют о перемене лиц в обязательстве в порядке, предусмотренном Главой 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: Правительство Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия приняло на себя обязательства должника перед федеральным бюджетом, вследствие чего приобрело права кредитора по взысканию долга в размере 1 536 698 тыс. (неденоминированных) рублей с ГУП учреждения УМ ... .

Обязательство по безусловной уплате долга по возврату централизованного кредита является неотъемлемой частью соглашения от 19.06.05 г., место и реквизиты платежа соответствуют платежным реквизитам Министерства финансов Республики Карелия (п. 8 соглашения).

Обязательство ответчиком не оспорено, является действительным и подлежит исполнению в полном объеме.

Поскольку обязательства выданы Предприятием в пользу республиканского бюджета, задолженность перед ним не погашена и расчет данной задолженности ответчиком не оспорен, Министерство финансов Республики Карелия является надлежащим истцом, представляющим интересы субъекта Российской Федерации - Республики Карелия.

На основании изложенного, суд считает, что требования являются законными, обоснованными, подтверждены материалами дела, подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Представителем ответчика заявлено ходатайство о применении судом исковой давности.

В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен общий срок исковой давности в три года
для защиты прав, вытекающих из гражданско-правовых договоров.

В соответствии с обязательством заемщик обязуется безусловно уплатить долг государству в сумме 1 536 698 тыс. (неденоминированных) рублей не позднее 1 ноября, начиная с 1998 года в течение восьми лет равными долями с уплатой 10 процентов годовых.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 г. N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 г. N 18 “О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности“ срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что срок исковой давности истек по требованиям о взыскании задолженности за период с 1998 г. по 2002 г., следовательно, подлежит удовлетворению требование о взыскании долга по соглашению N 5/1 от 19.06.1995 г. за период с 2003 по 2005 г. в сумме 576 261 руб. 75 коп.

В иске к ФГУ “Лечебно-исправительное учреждение N ... Управления федеральной службы исполнения наказаний по РК“ - отказать.

Расходы по госпошлине на основании ст. 110 АПК РФ суд от указанной суммы относит на ответчика. Однако, учитывая ходатайство ответчика, его тяжелое финансовое положение, нахождение в стадии ликвидации, суд на основании ч. 2 ст. 333.22 Налогового кодекса РФ уменьшает размер государственной пошлины до 1000 руб.

Руководствуясь статьями ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. Исковые требования Министерства финансов Республики Карелия удовлетворить частично.

Взыскать с государственного унитарного предприятия “Учреждения УМ-... Управления исполнения наказаний Республики Карелия“

- в пользу
Министерства финансов Республики Карелия 576 261 руб. 75 коп. - сумму задолженности по соглашению N 5/1 от 19.06.1995 и обязательству от 19.06.1995;

- в бюджет Российской Федерации 1000 руб. - расходы по государственной пошлине.

В остальной части иска отказать в связи с истечением срока исковой давности.

2. В иске в отношении ФГУ “Лечебно-исправительное учреждение N ... Управления федеральной службы исполнения наказаний по РК“ - отказать.

3. Исполнительные листы выдать в порядке ст. 319 АПК РФ.

4. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

В.И.КОРОСТЕЛЕВА