Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.10.2005, 20.10.2005 по делу N А26-4267/2005-14 Требования муниципального энергетического предприятия о взыскании с Министерства финансов РК недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг отклонены, поскольку истцом в расходы включается НДС, хотя фактически расходы, связанные с предоставлением льгот отдельным категориям граждан НДС не облагаются.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 октября 2005 г. Дело N А26-4267/2005-14“

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2005 года. Полный текст решения изготовлен 26 октября 2005 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Денисовой И.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шихановой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании суда первой инстанции дело по иску Пудожского муниципального унитарного энергетического предприятия

к Министерству финансов Республики Карелия,

третье лицо - Администрация местного самоуправления Пудожского района, муниципальное учреждение “Районное финансовое управление муниципального образования Пудожский район“

о взыскании 2 459 632 руб. 10 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца - Г., юрисконсульт по доверенности от 08.07.2005 г.

от ответчика - К., ведущий
специалист по доверенности от 12.01.2005 г., N 6.2.-12

от третьих лиц - не явились

УСТАНОВИЛ:

Пудожское муниципальное унитарное энергетическое предприятие (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК, ответчик) о взыскании 2 459 632 руб. 10 коп., неполученного дохода в связи с предоставлением гражданам, проживающим в Пудожском районе, в 2004 году льгот по оплате коммунальных услуг (отопление, энергоснабжение), предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“, Законом Республики Карелия “Об установлении звания “Ветеран труда Республики Карелия“ и порядке его присвоения“, ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Определением арбитражного суда от 16.06.2005 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация местного самоуправления Пудожского района, МУ “Районное финансовое управление муниципального образования Пудожский район“.

В процессе рассмотрения дела истец уменьшил заявленные требования до 155 400 руб. 94 коп., из которых задолженность по ФЗ “О ветеранах“ за сентябрь 2004 г. по счету N 1972 от 29.10.2004 г. составляет 92 880 руб. 74 коп., по ЗРК “Об установлении звания “Ветеран труда Республики Карелия“ и порядке его присвоения“ за сентябрь 2004 г. по счету N 1968 от 29.10.2004 г. - на сумму 38 326 руб. 61 коп. (в т.ч. НДС - 5 846 руб. 43 коп.), по ФЗ “О социальной защите инвалидов“ за сентябрь 2004 г. по счету N 1967 - на сумму 24 193 руб. 59 коп.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что услуги по отоплению оказывались гражданам в период отопительного сезона с октября
2003 года по май 2004 года, однако, стоимость услуг была распределена в период с октября 2003 года по октябрь 2004 года включительно, поэтому ссылка райфинуправления на необоснованность выставленных счетов за сентябрь 2004 года в октябре 2004 г. является несостоятельной. Счета, выставленные до сентября 2004 г., Администрацией оплачены и не возвращены Предприятию.

Ответчик, Минфин РК, в отзыве на исковое заявление требования истца не признал, полагает, что заявлены они необоснованно. Задолженность по ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ согласно оперативному отчету об исполнении бюджета Пудожского района отсутствует. Кроме того, в объем начисленных льгот в 2004 году вошел налог на добавленную стоимость, как в тариф на услуги, так и на сумму льгот, согласно выставленным счетам до июля 2004 года. По смыслу пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными законами, не включаются в налоговую базу, т.е. НДС не облагаются. Также, ответчик обращает внимание суда, что в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ в 2004 году из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию указанного закона денежных средств не передавалось. Если установивший льготы федеральный закон или принятый в его исполнение иной нормативный правовой акт возлагают на нижестоящий бюджет обязанности по возмещению выпадающих доходов, то при недостаточности выделенных на эти цели средств взыскание доходов осуществляется с публично-правового образования, законом которого льготы были предоставлены.

Представитель ответчика в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве, поддержал, пояснил, что согласно реестрам, представленным
истцом, в период 2004 года по ФЗ “О ветеранах“ и ЗРК “Об установлении звания “Ветеран труда Республики Карелия“ и порядке его присвоения“ последним к оплате расходов включался НДС, сумма которого превышает заявленную в настоящем иске, следовательно, у истца не возникло убытков, связанных с понесенными расходами по предоставлению льгот.

Третьи лица - Администрация местного самоуправления Пудожского района и МУ “Районное финансовое управление муниципального образования Пудожский район“ - в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

МУ “Районное финансовое управление“ и Администрация в отзыве на исковое заявление сообщили, что на 14.10.2005 г. задолженности перед истцом по ФЗ “О ветеранах“, ЗРК “Об установлении звания “Ветеран труда Республики Карелия“ и порядке его присвоения“, ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не имеется. За сентябрь 2004 г. предприятием выставлены счета за отопление на сумму 155 400 руб. 94 коп. Указанные счета к оплате не приняты, поскольку Распоряжением Главы местного самоуправления Пудожского района от 17.09.2005 г. N 297 отопительный сезон следовало начать с 01.10.2004 г. Таким образом, дополнительные расходы по отоплению в сентябре месяце заявлены необоснованно.

В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без участия третьих лиц.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив и оценив доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Судом установлено, что истец в 2004 году при взимании платы за оказываемые коммунальные услуги в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, Законом Республики Карелия “Об установлении звания “Ветеран труда Республики Карелия“ и порядке его присвоения“, Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предоставлял льготу гражданам,
проживающим в Пудожском районе, в результате чего у Предприятия возникли расходы. Согласно реестрам, представленным истцом в подтверждение исковых требований, общая сумма начисленных льгот в 2004 году по ФЗ “О ветеранах“ составила 2 141 298 руб. 25 коп., из них оплачено 2 048 417 руб. 51 коп., долг за сентябрь 2004 г. составляет 92 880 руб. 74 коп., по ЗРК “Об установлении звания “Ветеран труда Республики Карелия“ и порядке его присвоения“ - 764 823 руб. 60 коп., из них оплачено 726 496 руб. 99 коп., сумма долга за сентябрь 2004 г. составляет 38 326 руб. 61 коп., по ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ за сентябрь 2004 г. сумма долга составляет 24 193 руб. 59 коп. С учетом оплаты расходов, задолженность по указанным законам составляет 155 400 руб. 94 коп. Наличие такой задолженности послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с требованием о ее компенсации.

Факт предоставления истцом предусмотренной вышеназванными законами льготы соответствующей категории граждан подтвержден материалами дела.

Ссылка третьих лиц на необоснованное предъявление счетов за сентябрь 2004 года судом не принята, поскольку предыдущие счета с июня по август 2004 г., выставленные истцом за предоставленные льготы в период отопительного сезона с октября 2003 г. по май 2004 г. и рассчитанные им на год, оплачены из бюджета.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ,
услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная, исходя из фактических цен их реализации.

Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 г. N БГ-3-03/447, следует, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Как следует из материалов дела, за период с января по июнь 2004 года истцом при возмещении из бюджета расходов, понесенных в результате предоставления льгот по ФЗ “О ветеранах“, получены суммы с учетом налога на добавленную стоимость, общая сумма составляет 191 161 руб. 69 коп.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что суммы, полученные истцом в 2004 г. в возмещение убытков от предоставления населению льгот по федеральному законодательству, не являлись объектом налогообложения по указанному налогу.

Кроме того, как установил суд, истцом неправомерно начислен НДС на сумму расходов, связанных с предоставлением льгот по ЗРК “Об установлении звания “Ветеран труда Республики Карелия“ и порядке его присвоения“. Из счета N 1968 от 29.10.2004 г. на сумму 38 326 руб. 61 коп., предъявленного к оплате, усматривается, что сумма возмещения включает налог на добавленную стоимость в размере 18% в сумме 5 846 руб.
43 коп. Также, истец представил реестр N 2 на льготы, предоставленные в соответствии с ЗРК “Об установлении звания “Ветеран труда Республики Карелия“, согласно которому в 2004 г. предприятию возмещен НДС, начисленный на сумму расходов в размере 61 127 руб. 53 коп.

На основании изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии у истца убытков в заявленной сумме 155 400 руб. 94 коп., понесенных в результате предоставления льгот по вышеуказанным законам в 2004 году.

Требование истца заявлено необоснованно и удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы суд относит на истца, но с учетом финансового состояния истца, признанного банкротом решением суда от 25.10.2004 г., суд уменьшает размер государственной пошлины до 500 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении исковых требований отказать.

2. Взыскать с Пудожского муниципального унитарного энергетического предприятия в доход федерального бюджета расходы по государственной пошлине в сумме 500 (пятьсот) рублей.

3. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

4. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

И.Б.ДЕНИСОВА