Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2006 по делу N А64-3580/06-15 Администратором поступлений по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, в связи с чем зачет (возврат) излишне уплаченных денежных средств осуществляется налоговым органом в порядке ст. 78 НК РФ.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2006 года Дело N А64-3580/06-15“

Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2006

Постановление в полном объеме изготовлено 16.11.2006

(извлечение)

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.08.2006 по делу N А64-3580/06-15,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.08.2006 по делу N А64-3580/06-15 удовлетворены требования унитарного муниципального предприятия Ж. Ж-го района (далее - УМП Ж., предприятие) об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее - ИФНС России по г. Тамбову) произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме
24844 рубля 83 коп., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 23995 рублей 25 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 849 рублей 58 коп.

Не согласившись с указанным решением, ИФНС России по г. Тамбову обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене.

По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права.

Предприятие возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзывах от 13.10.2006 N 01-4042 и от 15.11.2006 N 40.

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове Тамбовской области (далее - ГУ УПФ РФ в г. Тамбове Тамбовской области) отзыв на апелляционную жалобу не представило.

УМП Ж., ГУ УПФ РФ в г. Тамбове Тамбовской области, ИФНС России по г. Тамбову, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, предприятие платежными поручениями от 18.01.2006 N 2 на сумму 23995 рублей 25 коп. и от 18.01.2006 N 3 на сумму 849 рублей 58 коп. произвело уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии и на накопительную часть трудовой пенсии за декабрь 2005 года.

В данных платежных поручениях
были ошибочно указаны коды бюджетной классификации 18210202030061000160 и 18210202040061000160 вместо 18210202010061000160 и 18210202020061000160 соответственно.

За возвратом ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 24844 рубля 83 коп. предприятие обратилось в ИФНС России по г. Тамбову.

Письмом от 05.04.2006 N 06.2-08/516 налоговый орган отказал в возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, мотивировав свой отказ тем, что правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют.

Полагая, что отказ от проведения возврата ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нарушает его права, УМП Ж. обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об обязании ИФНС России по г. Тамбову произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 24844 рубля 83 коп.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, правильно установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и обосновал свои доводы нормами законодательства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона).

В пункте 1 статьи 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской
Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Согласно пункту 8 статьи 78 НК РФ заявление о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Кроме того, в соответствии с Приказом Минфина России от 16.12.2004
N 116н “Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации“ возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании распоряжений администратора поступлений в бюджет, полномочия которого устанавливаются согласно приложению 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации РФ“ и приложению 11 к Приказу Минфина России от 21.12.2005 N 152н. Согласно указанным приложениям администратором поступления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Согласно пункту 2.1 Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003 N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С налоговые органы должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации копии электронных расчетных документов и исполненных органами Федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду Российской Федерации.

В совместном Письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 28.07.2005 N 02-14-10а/2275/42-7.1/5.2-207 изложен порядок заполнения платежного поручения на возврат (возмещение) плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм поступлений из бюджетной системы Российской Федерации, предусматривающий заполнение данного платежного документа администратором поступлений в бюджетную систему, которым по страховым взносам является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, обязанность по возврату (зачету) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

Факт уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по коду бюджетной классификации 18210202030061000160 в сумме 23995 рублей 25 коп., по коду
бюджетной классификации 18210202040061000160 в сумме 849 рублей 58 коп. подтвержден материалами дела и не оспаривается налоговым органом, ГУ УПФ РФ в г. Тамбове Тамбовской области.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у налогового органа не было оснований для отказа в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Доводы ИФНС России по г. Тамбову, изложенные в апелляционной жалобе, признаются судом несостоятельными, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка.

Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании статьи 333.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем оснований для ее взыскания или возврата не имеется.

Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.08.2006 по делу N А64-3580/06-15 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.