Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007, 09.03.2007 N 09АП-722/2007-АК по делу N А40-61614/06-33-398 Бюджетным законодательством не предусмотрен порядок возврата излишне уплаченных денежных средств в связи с реструктуризацией задолженности в бюджет по обязательным платежам. К данным правоотношениям применяются по аналогии закона положения Налогового кодекса РФ.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

6 марта 2007 г. Дело N 09АП-722/2007-АК9 марта 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.07.

Полный текст постановления изготовлен 09.03.07.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи: О., судей: С.Е., Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ф., при участии: от истца (заявителя) - С.М. по дов. N ЛК-13 от 01.01.2007, от ответчика (заинтересованного лица) - М. по дов. N 83 от 04.09.2006, рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по КН N 1 на решение от 20.11.2006 по делу N А40-61614/06-33-398 Арбитражного суда
г. Москвы, принятое судьей Ч. по иску (заявлению) ООО “ЛУКОЙЛ-Коми“ к МИФНС России по КН N 1 о признании недействительным решения (письма).

УСТАНОВИЛ:

ООО “ЛУКОЙЛ-Коми“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России N 1 по КН о признании недействительным ненормативного акта налогового органа - письма МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 26 июня 2006 г. N 52-18-11/11794 об отказе в возврате процентов за пользование бюджетными средствами и просил обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решением от 20.11.2006 заявление удовлетворено частично. Суд решил: признать недействительным ненормативный акт налогового органа - письмо МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 26 июня 2006 г. N 52-18-11/11794 об отказе в возврате процентов за пользование бюджетными средствами, вынесенное в отношении ООО “Лукойл-Коми“ как не соответствующее ст. 78 НК РФ и обязать МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО “Лукойл-Коми“.

При этом суд исходил из того, что Инспекцией подтверждается факт излишней уплаты процентов, бюджетным законодательством не предусмотрен порядок возврата излишне уплаченных денежных средств в связи с реструктуризацией задолженности в бюджет по обязательным платежам, поэтому подлежат применению по аналогии закона положения НК РФ.

Не согласившись с принятым решением заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в удовлетворении заявления отказать, указывая на то, что сложившееся правоотношения имеют бюджетный характер и ссылка заявителя на ст. 78 НК РФ неправомерна.

Заявитель представил письменный отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, так как налоговым органом подписаны
акты сверок, подтверждающие наличие переплаты по процентам.

Начисленные с сумм реструктурированной задолженности проценты - это плата за пользование бюджетными средствами, обязанность их уплаты в установленный срок является необходимым условием для предоставления права на реструктуризацию этой задолженности. По своей правовой природе подлежащие уплате проценты, в связи с предоставлением права на реструктуризацию задолженности за пользование бюджетными средствами относятся к обязательным платежам.

Здесь и далее по тексту имеется в виду пункт 19 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002.

В силу пункта 19 Порядка контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации.

Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 не установлены нормы, регламентирующие порядок взыскания либо уплаты указанных процентов, в связи с чем к данным правоотношениям должны применяться нормы Налогового кодекса РФ.

Поэтому налоговый орган обязан был осуществить возврат излишне уплаченных сумм процентов за пользование бюджетными средствами, руководствуясь нормами Налогового кодекса РФ.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решение суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, из письма от 26.06.2006 следует, что налоговый орган не оспаривает факта излишней
уплаты процентов, а основанием к отказу явилось то, что проценты за пользование бюджетными средствами не включены в график погашения задолженности и не являются налоговыми платежами, в связи с чем. по мнению налогового органа, возврат указанных сумм в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ не может быть осуществлен.

В соответствии с п. 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка.

Проценты за пользование бюджетными средствами включены в графики погашения задолженности по всем бюджетам (строка 4 графиков - л.д. 24, 26, 28).

Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

Аналогичные положения предусмотрены и Порядком проведения в 2000 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед республиканским бюджетом Республики Коми и бюджетом Территориального дорожного фонда Республики Коми, утвержденным указом Главы Республики Коми от 10.02.2000 N 63.

Начисленные с сумм реструктурированной задолженности проценты - это плата за пользование бюджетными средствами, обязанность их уплаты в установленный срок является необходимым условием для предоставления права на реструктуризацию этой задолженности. По своей правовой природе проценты, подлежащие уплате в связи с предоставлением права на реструктуризацию задолженности за пользование бюджетными средствами относятся к обязательным платежам.

В силу п. 19 Порядка контроль
за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации.

Довод налогового органа о неправомерном применении судом первой инстанции положении ст. 78 НК РФ не может быть принят во внимание, так как в сфере налоговых правоотношений порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов (сборов, пени) установлен ст. 78 НК РФ.

Поскольку бюджетным законодательством не предусмотрен порядок возврата излишне уплаченных денежных средств в связи с реструктуризацией задолженности в бюджет по обязательным платежам, подлежат применению по аналогии закона в силу п. 6 ст. 13 АПК РФ положения НК РФ.

Порядок возврата или зачета излишне уплаченных сумм процентов Налоговым кодексом РФ не предусмотрен, однако это не может лишить права налогоплательщика на возврат или зачет излишне уплаченных сумм процентов.

В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

Заявление о возврате сумм излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 НК РФ). Данный срок заявителем соблюден, так как проценты уплачены 29.09.2004. В связи с чем суд обоснованно посчитал, что заявителю неправомерно отказано в возврате процентов на общую сумму 11100 руб. 75 коп.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.

Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они
не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.11.2006 по делу N А40-61614/06-33-398 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.