Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2007 по делу N А40-63572/06-140-400 Заявление о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС по налоговой ставке 0 процентов и обязании возместить НДС удовлетворено, так как заявитель представил в налоговый орган все необходимые документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов по НДС.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 февраля 2007 г. по делу N А40-63572/06-140-400

Резолютивная часть решения объявлена 06.02.2007.

Решение в полном объеме изготовлено 14.02.2007.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего М.

Судей: единолично

Протокол ведет судья

при участии: от истца (заявителя): Г. д. бн от 08.01.07, пасп. 8004380889

от ответчика: Д. д. бн от 06.02.07, уд. УР N 175186 от 27.09.05, А. д. N 67 от 04.09.06, уд. УР N 193127 от 10.05.06

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “АНК “Башнефть“

к МРИ ФНС КН N 1

о признании незаконным решения от 19.07.06 N 52/903-169 в части, обязать принять решение о возмещении в форме зачета НДС в сумме 36475302 руб.,

установил:

заявитель
ОАО “АНК “Башнефть“ обратился в арбитражный суд к МРИ ФНС КН N 1 с требованием о признании незаконным решения от 19.07.06 N 52/903-169 в части отказа заявителю в возмещении НДС в сумме 36475302 руб., обязать принять решение о возмещении в форме зачета ОАО “АНК “Башнефть“ НДС в сумме 36475302 руб.

Ответчик требования не признал, возразил по основаниям изложенным в обжалуемом в части решении (т. 1 л.д. 14 - 17), отзыве (т. 39 л.д. 1 - 3), письменных пояснениях.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено следующее.

По итогам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации N 3 по НДС по налоговой ставки 0 процентов за июль 2005 г., а также документов, представленных налогоплательщиком в соответствии со ст. 165 НК РФ инспекцией принято решение от 19.07.06 N 52/903-169 в соответствии с которым инспекцией признано обоснованным применение налогоплательщиком налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров в сумме 3931074933 руб., возмещено заявителю НДС в размере 20452281 руб. и отказано в возмещении НДС в размере 36475302 руб.

Заявитель считает, что оспариваемое им в части решение налоговой инспекции противоречит закону, не соответствует действительности, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями принятия оспариваемого в части решения явились следующие обстоятельства.

Согласно представленной уточненной налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июль 2005 г. N 3 (т. 94 л.д. 13 - 27) по строке 010 отражена реализация товаров, работ, услуг всего в размере 3931074933 руб. в т.ч. по строкам 020, 030 отражена реализация
товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта в сумме 3931074933 руб., по строке 170 отражена сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве экспортных товаров, а также товаров, приобретенных для перепродажи на экспорт, экспорт которых документально подтвержден в размере 56927583 руб. в т.ч. по строке 180 в страны дальнего зарубежья в сумме 56927583 руб. По строке 410 отражена общая сумма налога, принимаемая к вычету в размере 56927583 руб. Одновременно, как указано в оспариваемом в части решении, с представлением уточненной налоговой декларации N 3 заявителем даны письменные пояснения, что документы в соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ, подтверждающие обоснованность применения ставки 0 процентов по НДС были представлены к первичной декларации за июль 2005 г. (вх. 52-05/15262 от 29.08.2005). Из оспариваемого в части решения следует, что документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0 процентов за июль 2005 г. предусмотренные ст. 165 НК РФ, заявителем были представлены в полном объеме.

В ходе камеральной проверки, для подтверждения сумм заявленных налоговых вычетов, налогоплательщику в соответствии со ст. 31, 88, 93 НК РФ инспекцией направлено требование о предоставлении документов N 52-30-11/09473 от 24.05.06 (имеющее также N 2148) (т. 94 л.д. 91 - 93). Инспекция утверждает, что документы, подтверждающие заявленные налоговые вычеты в налоговой декларации за июль 2005 г. представлены не в полном объеме, представлены документы, подтверждающие налоговые вычеты за июль 2005 г., однако счета-фактуры, платежно-расчетные документы, книги покупок, подтверждающие налоговые вычеты, приходящиеся на остаток сумм “входного“ НДС на начало месяца налогоплательщиком не представлены. По мнению инспекции, сумма неправомерно заявленных налоговых
вычетов в июле 2005 г. составляет 36475302 руб. В отзыве налоговый орган указал, что в адрес налогоплательщика направил требование о предоставлении документов N 52-30-11/09473 от 24.05.06 (N 2148 от 24.05.06) на данное требование налогоплательщик представил документы не в полном объеме. Инспекция также ссылается на положения п. 3 ст. 172 НК РФ и утверждает, что вычеты сумм налога, предусмотренных ст. 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых осуществляется по налоговой ставке 0 процентов (п. 1 ст. 164 НК РФ), производится только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, следовательно, по мнению инспекции, “ОАО “АНК “Башнефть“ было обязано представить документы, которые истребовала инспекция для проверки обоснованности применения налоговых вычетов“. Также инспекция указала, что из представленного заявителем расчета НДС по готовой продукции не указан остаток неоплаченной продукции на начало и конец месяца, из данного документа невозможно определить остаток неоплаченной продукции на начало месяца.

Суд не соглашается с данными доводами налоговой инспекции по следующим основаниям.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: определение Конституционного Суда N 266-О имеет дату 12.07.2006, а не 12.07.2007.

В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 12.07.2007 N 266-О при проведении камеральных налоговых проверок на основе представленных налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, налоговые органы в силу статей 31, 88 и 93 Налогового кодекса Российской Федерации вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Что касается налогоплательщика, то, как следует из положений статей 171,
172 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации, находящихся в системной связи с его статьей 88, он не обязан, а вправе (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 172) приложить к подаваемой налоговой декларации документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость (в частности, счета-фактуры).

Обязанность по предоставлению таких документов возникает у налогоплательщика, согласно части четвертой статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, только при условии направления налоговым органом соответствующего требования. Поскольку решение об отказе в налоговом вычете выносится по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, налоговый орган не имеет права отказать налогоплательщику в налоговом вычете, если соответствующая налоговая проверка не была им проведена.

Таким образом, положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 и пунктов 1 - 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации (и/или заявления о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в случае превышения сумм налоговых вычетов общей суммы налога) представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета (в частности, счета-фактуры). Эта обязанность возникает у него с момента получения требования налогового органа о представлении указанных документов.

Иное означало бы возложение на налогоплательщика не установленной законодательством о налогах и сборах обязанности и создавало бы неопределенность в правоприменении, что противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации и приведенным правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированным в сохраняющих свою силу постановлениях от 8 октября 1997 года N 13-П, от 11 ноября 1997 года N 16-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 20 февраля 2001 года N 3-П
и от 16 июля 2004 года N 14-П.

Из материалов дела следует, что в рамках камеральной налоговой проверки представленной 19.04.06 заявителем третьей уточненной налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% за июль 2005 г. налогоплательщику выставлено требование о предоставлении документов N 52-30-11/09473 от 24.05.06 (N 2148). Данным требованием налоговый орган запросил у налогоплательщика следующие документы: книгу покупок, книгу продаж, документы, подтверждающие право на налоговые вычеты, связанные с реализацией товаров на экспорт, договоры с поставщиками, раздельный учет по операциям, связанным с реализацией товара на внутреннем рынке и на экспорт, расчет сумм НДС уплаченного поставщикам, разъяснения по формированию сумм НДС за июль 2005 г. и другие документы.

Как следует из материалов дела, и подтверждено инспекцией в судебном заседании, инспекция не оспаривает представление обществом расчета НДС за июль 2005 г., книг покупок и продаж, однако оспаривает предоставление документов, обосновывающих вычеты, по требованию инспекции от 24.05.2005 N 52-30-11/09473 (N 2148).

Однако из самого оспариваемого в части решения следует, что Общество документы в ответ на требование от 24.05.06 N 52-30-11/09473 представило за входящим N 52-05/11882 от 17.06.06.

Из материалов дела следует, что при исполнении требования инспекции N 52-22-11/11695 от 08.09.05 заявителем были представлены в налоговый орган вышеуказанные документы и пояснения за налоговый период - июль 2005 г., что подтверждается ответом организации N 08-2/15-702 (т. 39 л.д. 18 - 22), также организацией представлялись в налоговый орган документы, подтверждающие налоговые вычеты по НДС за июнь 2005 г., что подтверждается сопроводительными письмами от 04.05.06 N 08-2/15-701 (т. 39 л.д. 23 - 26) и от 19.06.06 N 08-2/15-862 (т. 1 л.д. 28
- 31). Какие именно не представлены документы налогоплательщиком в налоговый орган ответчик в судебном заседании не пояснил, не мог сослаться какие именно документы, имеющиеся в материалах дела и подтверждающие налоговые вычеты по НДС ранее по требованию инспекции не были представлены в инспекцию.

Как следует из сопроводительного письма организации от 24.04.06 N 08-2/15-665 по вопросу представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% за июль 2005 г. (т. 94 л.д. 13), документы, подтверждающие налоговые вычеты за июль 2005 г. были представлены в инспекцию сопроводительными письмами от 26.08.05 N 08-2/15/635, и от 31.08.05 N 08-2/15-648. Данное обстоятельство инспекцией в судебном заседании не оспаривалось.

В связи с непредставлением налогоплательщиком в налоговый орган истребуемых документов, организация к налоговой ответственности не привлекалась.

Учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что документы, подтверждающие налоговые вычеты по НДС за июль 2005 г. в т.ч. касающиеся переходящего остатка, налогоплательщиком были представлены как при представлении в инспекцию уточненной налоговой декларации N 3, а также в ходе исполнения выставленных налоговым органом требований о предоставлении документов.

Что касается налоговых вычетов в сумме НДС в сумме 36475302 руб.

Заявитель пояснил, что данная сумма налоговых вычетов им заявлена в связи с тем, что заявителем получена экспортная выручка в подтверждение чего представлены как в налоговый орган, так и в материалы дела соответствующие документы в т.ч. выписки банка (т. 94 л.д. 28 - 71). Документы по ст. 165 НК РФ в т.ч. касающиеся переходящего остатка, представлялись заявителем вместе с общим комплектом документов, налоговым органом правомерность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации
товара на экспорт подтверждено, что следует из решения инспекции. При этом, налоговые вычеты в сумме 36475302 руб. относятся к переходящему остатку поставленного на экспорт и оплаченного товара. Сумма налоговых вычетов, относящаяся к переходящему остатку определена заявителем расчетным путем и налоговой инспекцией не оспорена.

Заявителем представлены в материалы дела документы, подтверждающие налоговые вычеты по НДС, относящиеся к спорному периоду (тома 2 - 93).

Заявителем представлена ведомость отгруженной и оплаченной продукции за июнь и июль 2005 г. (т. 94 л.д. 9 - 12). Из ведомости следует, что за июнь 2005 г. остаток на конец июня 2005 г. отгруженной и неоплаченной нефти составляет 316600 тн. или 2482182897,23 руб., остаток на конец июля 2005 г. отгруженной и неоплаченной нефти составляет 266643 тн. или 2158871616,71 руб. Данные, содержащиеся в ведомостях, также соответствуют представленным заявителем расшифровкам к ведомостям отгруженной продукции за июнь и июль 2005 г. (т. 94 л.д. 5 - 6) в которых указано, на какую сумму в текущем месяце произведена оплата ранее поставленной продукции применительно к каждому из инвойсов.

Налоговой инспекцией установлено, что согласно приложению N 2 к приказу ОАО “АПК “Башнефть“ N 410 по строке 10 “Расчет налога на добавленную стоимость по готовой продукции, подлежащей зачету по расчетам с бюджетом за июль 2005 г.“, отраженный НДС, относящийся к отгруженной на экспорт продукции с учетом соответствующей доли их остатка на начало месяца составляет 97099551,45 руб., а по строке 5 “расчета налога на добавленную стоимость по готовой продукции, подлежащей зачету по расчетам с бюджетом за июль 2005 г.“ отраженный НДС, относящийся к продукции, отгруженной на экспорт составил 35485865,64
руб.

Остаток НДС на начало месяца составляет 61613685,81 руб. С учетом определенного обществом удельного веса налоговых вычетов по НДС по налоговой ставке 0 процентов, принимаемых к вычету в июле 2005 г., приходящихся на подтвержденный экспорт, и составляющего 59,20%. Инспекция определила общую сумму неправомерно, по ее мнению, заявленных налоговых вычетов как 36475302 руб.

Суд считает, что данный вывод инспекции не соответствует законодательству и обстоятельствам дела в силу следующего.

Заявитель пояснил, что, в инспекцию им представлены документы, подтверждающие весь объем налоговых вычетов, заявленных обществом в июле 2005 г., а именно: те, которые относятся к экспортированной продукции, и те, которые использованы при производстве продукции, реализованной на территории Российской Федерации.

Это было сделано в связи с тем, что размер НДС, приходящийся на экспортированную продукцию, определяется расчетным путем с использованием принятой обществом методики, поэтому невозможно определить, какие именно счета-фактуры, платежные и иные документы относятся к продукции, реализованной на территории РФ, а какие - к экспортированной продукции.

В нарушение порядка проведения камеральной проверки, установленного статьей 88 Кодекса, отказывая в возмещении налога (налоговых вычетах), инспекция не запросила у налогоплательщика дополнительные документы и сведения, подтверждающие правильность исчисления суммы налога, не запросила расчет сумм переходящего остатка “входного“ НДС на начало месяца, ни пояснений относительно первичных документов, приходящихся на этот остаток.

Между тем, как следует из представленных обществом доказательств, в соответствии с порядком, установленным учетной политикой общества на 2005 г., утвержденным приказом от 29.12.2004 N 304 (т. 39 л.д. 30 - 117), действует принцип пропорциональной фактической себестоимости.

В целях определения суммы НДС, подлежащей включению в состав вычетов декларации по НДС и декларации по НДС по ставке 0%,
пунктом 5.2.3.3 Учетной политики ОАО АНК “Башнефть“ на 2005 год установлен порядок распределения суммы налоговых вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), приходящимся на операции по производству (добыче и подготовке) нефти, отгруженной за отчетный налоговый период исходя из коэффициента соотношения фактической себестоимости отгруженной нефти к стоимости произведенной готовой продукции, материалов, полуфабрикатов, результатов выполненных работ, оказанных услуг.

Порядок распределения суммы предъявленного поставщиками НДС по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам) приходящейся на операции по производству и (или) реализации нефти между готовой продукцией реализованной на внутреннем рынке и отгруженной на экспорт, установлен пропорционально фактической себестоимости. Указанный расчет производится по форме, именуемой “Расчет налога на добавленную стоимость по готовой продукции подлежащая зачету по расчетам с бюджетом“ (см. разъяснения по формированию сумм приложения N 2 к приказу АНК “Башнефть“ от 31.12.97 N 410 “Расчет налога на добавленную стоимость по готовой продукции, подлежащего зачету по расчетам с бюджетом“ за июль 2005 г. по ОАО АНК “Башнефть“).

К возмещению в текущем месяце согласно “Расчету налога на добавленную стоимость по готовой продукции, подлежащая зачету по расчетам с бюджетом“ принимается сумма налоговых вычетов НДС приходящаяся на стоимость нефти, реализованной в таможенном режиме экспорта, выручка за которую поступила в текущем месяце, а именно - 3129448172,51 руб. (см. графу 29 “Ведомости учета отгруженной реализованной нефти на экспорт за июль 2005 г.“ - кредит балансового счет 90 - 26 “оплачено за месяц“).

Сумма налоговых вычетов НДС, приходящаяся на остаток продукции отгруженной в таможенном режиме экспорта, но не реализованной (см. графу 31 “Ведомости учета отгруженной и реализованной нефти на экспорт за июль 2005 г.“ - “остаток на конец месяца отгруженной неоплаченной нефти“), не предъявляется к возмещению из бюджета в текущем месяце, учитывается по дебету балансового счета 19.

Таким образом, на конец отчетного периода у организации возникает остаток суммы налоговых вычетов по НДС, относящихся к нереализованной (ранее поставленной, но не оплаченной) продукции по которому выполнены все условия для применения налоговых вычетов установленные статьями 171, 172 Налогового кодекса РФ, но по которым не заявлена к возмещению из бюджета сумма налога, в связи с тем, что такой порядок расчета установлен “Расчетом налога на добавленную стоимость по готовой продукции, подлежащая зачету по расчетам с бюджетом“, т.е Учетной политикой ОАО АНК “Башнефть“ на 2005 г.

Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов НДС за июль 2005 г. в соответствии со статьями 171, 172 НК РФ представлены Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 ко всей сумме вычетов, приходящихся на стоимость реализованной и нереализованной продукции в текущем месяце на экспорт (сопроводительное письмо 04.05.06 N 08-2/15-702) в ответ на требование инспекции о предоставлении документов N 52-22-11/11695 (т. 39 л.д. 18 - 22). Из данного письма следует, что налогоплательщиком представлены в налоговый орган в т.ч. книги покупок, книги продаж, платежные документы, договоры, расчеты НДС по каждому филиалу организации, а также сводные документы.

Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов по НДС за июнь 2005 г. в соответствии со статьями 171, 172 НК РФ заявителем были представлены в инспекцию по всей сумме вычетов, приходящихся на стоимость реализованной и нереализованной продукции в текущем месяце на экспорт сопроводительным письмом 04.05.06 N 08-2/15-701 в ответ на требование о предоставлении документов N 52-22-11/10991 (т. 39 л.д. 23 - 26).

Остаток на конец июня 2005 г. суммы налоговых вычетов НДС по отгруженной на экспорт, но не реализованной (не оплаченной) нефти предъявляется к возмещению из бюджета в следующем месяце, т.е. в том периоде, в котором произошел факт реализации. Эта сумма включается в строку 10 “Расчет налога на добавленную стоимость по готовой продукции, подлежащая зачету по расчетам с бюджетом“. Остаток суммы налоговых вычетов по НДС по отгруженной на экспорт но не реализованной (не оплаченной) нефти на начало отчетного месяца соответствует остатку суммы налоговых вычетов по НДС по отгруженной на экспорт, но не реализованной нефти на конец предыдущего месяца.

Следовательно, стоимость реализованной нефти текущего месяца (июля 2005 г.) представляет собой остаток отгруженной продукции прошлого месяца (июня 2005 г.) и отгрузку текущего месяца (июля 2005 г.), сумма вычетов, сформированная как сальдо на начало месяца, относится к остатку продукции отгруженной, но не реализованной на начало текущего месяца. Таким образом, обоснованность применения налоговых вычетов по НДС к остатку НДС, относящегося к нереализованной нефти, на начало отчетного периода подтверждается счетами-фактурами предыдущего месяца, т.е. июня 2005 г., реестром документов по экспорту нефти за июнь 2005 г., который был представлен в налоговый орган заявителем, что подтверждается письмом от 04.05.2006 N 08-2/15-701 (т. 39 л.д. 23 - 26).

Порядок расчета суммы НДС по приобретенным ценностям, подлежащей возмещению из бюджета, в отношении реализованных товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта, вывоз которых за пределы территории Российской Федерации документально подтвержден, определяется приложением N 2 к учетной политике (л.д. 105 - 106 т. 1).

В частности, в указанном приложении N 2 определено, что по состоянию на 20 число месяца, следующего за отчетным, исходя из реестра документов по экспорту нефти и нефтепродуктов и указанных в нем документов, отделом налогового учета определяется сумма выручки от реализации, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которой документально подтверждена.

Сумма поступившей выручки и налоговые вычеты, исчисленные согласно расчету (форма N 2.1 к настоящему приложению), отражаются в декларации в разделе “Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждено“.

Выручка и налоговые вычеты, исчисленные согласно расчету (форма N 2.1 к приложению N 2), отражаются в разделе 2 декларации “Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено“.

Сумма налоговых вычетов распределяется по инвойсам следующим образом:

а) в части документально подтвержденного экспорта: общая сумма налоговых вычетов за соответствующий налоговый период умножается на удельный вес подтвержденной реализации соответствующего инвойса и разделить на 100%;

б) в части документально не подтвержденного экспорта: общая сумма налоговых вычетов за соответствующий налоговый период умножается на удельный вес реализации соответствующего инвойса, экспорт которой документально не подтвержден и разделить на 100%.

В бухгалтерском учете управления общества на сумму налоговых вычетов НДС в части подтвержденного документально экспорта, в бухгалтерском учете производится запись: Дебет 65, Кредит 19.

Указанная сумма НДС включается в состав налоговых вычетов декларации раздела “Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждено“.

В соответствии с общими правилами налоговых вычетов, установленными статьями 171 - 172 Кодекса, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Следовательно, необходимыми условиями принятия сумм налога к вычету до 01.01.2006 являются наличие счетов-фактур, уплата предъявленных налогоплательщику его поставщиками сумм налога, принятие товаров (работ, услуг) к учету.

В судебном заседании судом с участием представителей сторон, в том числе инспектора, проводившего проверку, исследованы представленные обществом расчеты налога на добавленную стоимость по готовой продукции, подлежащего зачету по расчетам с бюджетом как за спорный период июль 2005 г., так и за предшествующий ему июнь 2005 г. (т. 94 л.д. 7 - 8).

Согласно расчету за июнь 2005 г. определен остаток реализованной, но не оплаченной в июне экспортной продукции, в сумме 60994667,92 руб. который и является предметом спора.

Как следует из расчета за июль 2005 г., общая сумма налоговых вычетов, соответствующих приведенным выше требованиям статей 171 - 172 Кодекса, подлежащих возмещению из бюджета составила 91140369 руб. (п. 4 расчета).- Инспекцией не опровергнуто утверждение общества о том, что в пакете документов, представленных в инспекцию имелись все соответствующие требованиям статей 171 - 172 НК РФ документы, подтверждающие налоговые вычеты на эту сумму.

Представители заявителя пояснили, что аналогичные пакеты документов на полную сумму налоговых вычетов представлялись по требованиям инспекции ежемесячно, в том числе и в июне, июле 2005 г.

В соответствии с вышеизложенным порядком расчета, определена сумма налоговых вычетов, которые включаются в декларацию по НДС по соответствующей ставке при реализации продукции на территории РФ, что составило в июле 2005 г. 32,9 процентов или 61155187,6 руб. (п. 6 расчета).

Также определена сумма вычетов, которая подлежит отражению в налоговой декларации по ставке 0 процентов, что составило в июне 2005 г. 59,18 процента или 56927583,99 руб.

Сумма вычетов 56927583,99 руб. включена в налоговую декларацию по налоговой ставке 0 процентов текущего месяца (июль 2005 г.) в части, соответствующей реализованной (оплаченной) в текущем месяце продукции, с учетом остатка налоговых вычетов предыдущего периода (июнь 2005 г.), по которому в текущем месяце поступила выручка.

Данная сумма определена как сложение суммы остатка отгруженной, но не оплаченной продукции за июнь 2005 г. (60994667,9992 руб.- стр. 12 расчета за июнь 2005 г.) и суммы вычетов, которая подлежит отражению в налоговой декларации по ставке 0 процентов (35199289,48 руб. - стр. 5 расчета за июль 2005 г.). Результат этого сложения 96193957,40 руб. отражен по строке 10 расчета за июль 2005 г. “НДС, относящийся к отгруженной на экспорт продукции (стр. 5) с учетом соответствующей доли их остатка на начало месяца (сч. 19 - 11).

Определив в указанной сумме НДС долю фактической себестоимости по реализованной (оплаченной) продукции в процентах их общей сумме (стр. 8: стр. 7 х 100) или 59,18 процента, общество определило НДС по реализованной (оплаченной) экспортированной продукции как 56927583,99 руб. (59,18 процента от суммы 96193957,62 руб.). Оставшаяся часть НДС по отгруженной, но не оплаченной иностранными покупателями продукции 39266373,41 руб. (96193957,40 руб. - 56927583,99 руб.) отражена в стр. 12 расчета за июль 2005 г. как переходящий остаток на август 2005 г. Указанную сумму НДС общество не вправе заявлять к вычету, поскольку в отношении реализации продукции на экспорт, приходящейся на данную сумму налоговых вычетов, не соблюдено условие, предусмотренное пп. 2 п. 1 статьи 165 НК РФ о необходимости поступления выручки от реализации продукции на экспорт.

Представители инспекции против примененной обществом методики расчета НДС в судебном заседании не возражали, своих расчетов, в т.ч. опровергающих расчеты налогоплательщика не представили и не заявили, что такие расчеты могут быть представлены суду.

Вместе с тем, представители инспекции пояснили, что в применяемой обществом методике не может быть проверена сумма вычетов, приходящихся на переходящий остаток.

Суд исходит из того, что Общество не вправе принимать к вычету суммы налога, до того момента, пока реализация продукции по ставке 0 процентов не подтверждена документами, предусмотренными статьи 165 НК РФ. Данное правило закреплено в п. 3 статьи 172 Кодекса, согласно которому вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте I статьи 164 настоящего Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Представитель общества пояснил суду, что ежемесячно представляют по требованиям инспекции документы по вычетам на всю сумму, включая и ту, которая будет отражена в переходящем остатке. За июнь 2005 г. обществом представлены документы по вычетам на общую сумму 124963466,34 руб. Ответчиком данный довод общества не оспаривался.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ежемесячно истребуя и проверяя документы на общую сумму налоговых вычетов, инспекция имеет возможность контролировать соблюдение общих условий применения налоговых вычетов.

По аналогичным основаниям, суд не соглашается с доводом инспекции о том, что по филиалу налогоплательщика “Башнефть-Ишимбай“ предъявлены вычеты по НДС по ставке 0% на сумму 16147583 руб., а согласно книге покупок данного филиала за июль 2005 г. налогоплательщиком исчислены вычеты по НДС на сумму 20599044 руб., соответственно по мнению инспекции, организацией представлены документы по вычетам только на сумму 16147583 руб., полная документация по налоговым вычетам в инспекцию не предоставлялась. Из материалов дела следует, что заявителем предъявлены суммы НДС к вычету только в части подтвержденного экспорта, с учетом вышеуказанных требований учетной политики, а документы в части переходящего остатка по ранее отгруженной и впоследствии оплаченной продукции представлялись налогоплательщиком в налоговый орган в т.ч. по всем филиалам, что инспекцией не оспорено.

Что касается довода инспекции в отношении инвойса N 29 о том, что товар отгружен в мае 2005 г., то данный довод инспекции является необоснованным, в связи с тем, что оплата по данной поставке товара заявителем получена в июле 2005 г., что подтверждается материалами дела в т.ч. письмом инопокупателя от 08.07.05 исх. N 07/08-1 (т. 94 л.д. 59) и отражено в письменных пояснениях инспекции от 05.02.07 N 52-08/10. Как отгруженная, но не оплаченная продукция, заявителем она отражалась, что инспекцией не оспаривается.

В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 1 ст. 164 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 ст. 164 Кодекса и документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.

Требования, предусмотренные ст. 165 НК РФ для подтверждения права на обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиком выполнены, в налоговый орган представлены налоговая декларация по ставке 0 процентов за июль 2005 г., а также все необходимые документы в отношении возмещения налога.

Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина возвращается из федерального бюджета в соответствии с п. 5 ст. 333.40 Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 165, 171, 172, 176 НК РФ, ст. ст. 65, 167 - 170, 220, 201 АПК РФ, суд

решил:

требования ОАО “АНК “Башнефть“ удовлетворить.

Признать незаконным решение МРИ ФНС КН N 1 от 19.07.2006 “Об отказе (частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость“ в части отказа заявителю в возмещении НДС в сумме 36475302 руб.

Обязать МРИ ФНС КН N 1 в установленном НК РФ порядке принять решение о возмещении в форме зачета ОАО “АНК “Башнефть“ НДС в сумме 36475302 руб.

Возвратить заявителю госпошлину в суммах 4000 руб. и 98000 руб., уплаченную по платежным поручениям N 8681 от 25.08.06 и N 10242 от 16.10.06.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в порядке апелляционного производства. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства.