Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2007, 08.02.2007 по делу N А40-49674/06-115-282 Заявление о признании недействительным ненормативного акта налогового органа в части отказа в возмещении НДС удовлетворено, так как заявителем выполнены требования НК РФ, для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС им представлены в налоговый орган реестр единых международных перевозочных документов, банковские выписки, платежные документы, подтверждающие поступление выручки от реализации услуг.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 января 2007 г. Дело N А40-49674/06-115-2828 февраля 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 29.01.2007.

Решение в полном объеме изготовлено 08.02.2007.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Ш., протокол судебного заседания велся судьей Ш., рассмотрев в судебном заседании суда дело по заявлению ФГУП “Государственная транспортная компания “Россия“ к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 о признании (частично) недействительными решений, при участии: от заявителя: Ф. доверенность от 09.10.2006, N Д-25; от заинтересованного лица: П. доверенность от 28.12.2006, N 57-04-01/3,

УСТАНОВИЛ:

заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования, отказавшись от требования о возмещении
налога на добавленную стоимость и просит Арбитражный суд города Москвы признать недействительными принятые Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 ненормативные акты: решение N 209 от 18.04.2006 об отказе (частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость“ в части отказа в возмещении 1357814 руб. налога на добавленную стоимость; решение N 48 от 18.04.2006 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части доначисления 1706377 руб. налога на добавленную стоимость, 146297,88 руб. пени, 2774139 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заинтересованное лицо возразило против удовлетворения требований по мотивам отзыва от 08.11.2006 N 57-04/015073 (т. 1 л.д. 85 - 87).

Выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, имеющиеся в деле документы, суд счел заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из оспариваемых решений заявителю, как налогоплательщику было отказано в возмещении налога на добавленную стоимость, доначислен налог на добавленную стоимость, а также соответствующие ему штраф, пени (т. 1 л.д. 15 - 51).

При этом налоговый орган исходил из того, что заявителем в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0% заявлена часть реализации, которая в нарушение подпункта 1 пункта 6 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, не подтверждается выписками банка, подтверждающими зачисление выручки на счета налогоплательщика в банках.

Суд не может согласиться с изложенными в оспариваемых решениях выводами налогового органа, как противоречащими действующему налоговому законодательству.

Так в оспариваемом решении N 209 налоговый орган указывает на неправомерность применения нулевой ставки к сумме реализации 17023283 руб., на которую заявителем не представлено банковских выписок, свидетельствующих о
поступлении оплаты за реализованные услуги по международной перевозке пассажиров и багажа.

В оспариваемом решении N 48 налоговый орган указывает, что заявитель не подтвердил применение нулевой ставки на сумму реализации в размере 17023283 руб.

Налоговый орган определил сумму реализации расчетным путем, она представляет собой сумму агентского вознаграждения, удержанного агентами за их услуги по продаже авиабилетов, приходящуюся на международные перевозки, исходя из их доли в общем объеме пассажирских перевозок.

Налоговый орган не учел, что продажу авиабилетов заявитель осуществляет через обширную сеть агентов, отношения с которыми регулируются агентскими соглашениями о продаже пассажирских перевозок, которые носят возмездный характер.

Согласно заключенным договорам агенты по мере поступления выручки от продажи билетов перечисляют поступившие денежные средства на расчетные счета налогоплательщика за минусом причитающегося им вознаграждения. Агентское вознаграждение удерживается из стоимости проданного билета. Данное обстоятельство исключает возможность предоставления выписок банка, свидетельствующих о зачислении выручки на счета налогоплательщика в российских банках, на сумму удержанного агентами комиссионного вознаграждения. Следует учесть, что факт удержания агентами сумм комиссионного вознаграждения налоговым органом не отрицается.

Представленные налоговому органу выписки банков подтверждают поступление денежных средств, от агентов, исключая сумму комиссионного вознаграждения. Данные денежные средства являются для заявителя выручкой за услуги по перевозкам пассажиров и багажа, в том числе, по международным перевозкам.

Вышеуказанные правоотношения находятся полностью в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, устанавливающим в статье 997 Гражданского кодекса Российской Федерации, что комиссионер вправе удержать причитающиеся ему по договору суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента, что обусловлено соглашениями с агентами.

Также, из положений статьи 157 Налогового кодекса Российской Федерации при осуществлении перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты транспортом
налоговая база определяется, как стоимость перевозки, без включения в нее налога.

Кроме того, в соответствии с действующими “Правилами международных перевозок пассажиров и багажа“, утвержденными МГА СССР 03.01.1986 N 1/И, авиабилет выдается пассажиру только после полной оплаты его стоимости, а услуга перевозки оказывается физическому лицу, указанному в авиабилете. Наличие авиабилета у пассажира свидетельствует, что услуга перевозки оплачена. При этом услуги оплачиваются путем передачи наличных денежных средств в кассу агентов, что исключает возможность представления выписок банков о поступлении выручки на расчетные счета агентов по продаже билетов. Сами билеты являются бланками строгой отчетности, заменяющими приходные кассовые ордера. Эти билеты имеются у налогоплательщика. Реестр этих билетов был представлен в налоговый орган. Также необходимо учитывать, что к агентам поступает выручка от продажи билетов не только на рейсы заявителя, но и на рейсы других авиакомпаний. Впоследствии агенты распределяют полученную выручку по авиакомпаниям. Как уже было указано конкретная доля выручки, причитающаяся заявителю, и сумма агентского вознаграждения определяется в расчетных письмах, отчетах агентов.

Вместе с тем, по требованиям налогового органа заявителем представлены справки по расчетам с заказчиками чартерных рейсов, сводной оборотной ведомости по счету, по собственной продаже и по продаже перевозок агентами, документы, содержащие информацию о суммах агентских вознаграждений, полученных от продажи единых международных перевозочных документов за ноябрь 2005 г., документы подтверждающие суму налоговых вычетов, перевозочные документы и доказательство их оплаты (т. 1 л.д. 53 - 64). То есть все документы, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации и которые были дополнительно затребованы налоговым органом в ходе проведения проверки были представлены.

Таким образом, действия заявителя по представлению налоговому
органу банковских выписок на сумму реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа за минусом причитающегося агентам агентского вознаграждения полностью правомерны и соответствуют налоговому законодательству, что подтверждается судебными актами, представленными в материал дела (т. 4 л.д. 143 - 150, т. 5 л.д. 1 - 66).

При этом следует отметить, что в оспариваемых решениях налоговый орган полностью подтверждает обоснованность заявленных заявителем налоговых вычетов, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), использованным при реализации услуг по международной перевозке пассажиров и багажа в размере 311412855 руб., что свидетельствует о добросовестности предприятия, как налогоплательщика.

Указанные выше суммы связаны с услугами по международной авиаперевозке, что не отрицается налоговым органом.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации условиями отнесения услуг по перевозке пассажиров и багажа к облагаемым по ставке НДС 0% являются оформление всего маршрута перевозки единым международным перевозочным документом и нахождение пункта отправления или пункта назначения пассажиров и багажа за пределами территории Российской Федерации. Перевозки, по которым налогоплательщиком заявлено возмещение входного налога на добавленную стоимость, удовлетворяют этим требованиям.

Применение налоговой ставки 18% к операциям по реализации услуг, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (то есть услуг по международной перевозке пассажиров и багажа), Налоговым кодексом не предусмотрено.

Порядок исчисления налога и налоговая ставка как элементы налогообложения определяются Налоговым кодексом. Обязанность по уплате налога возникает при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом, и не может выводиться из предположений.

Применение иной ставки по налогу на добавленную стоимость вместо ставки 0% в случае непредставления в установленный срок подтверждающих документов, допускается в соответствии с пунктом 9 статьи
165 Налогового кодекса Российской Федерации только при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Норма, предусмотренная пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации не распространяется на услуги международной перевозки пассажиров и багажа, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

Применительно к услугам перевозки пассажиров и багажа, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в Налоговом кодексе не предусмотрено какого-либо условия, при наступлении которого было бы возможным применение иной ставки по налогу на добавленную стоимость, чем 0%.

Ставка по налогу на добавленную стоимость 0% применяется уже при продаже перевозочных документов (авиабилетов) по международным перевозкам пассажиров и багажа, так как условия применения этой ставки, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют место на стадии их продажи. Из маршрута перевозки, указанного в едином международном перевозочном документе видно, что пункт отправления или пункт назначения пассажира и багажа находится за пределами территории Российской Федерации. Поэтому и тариф соответствующей перевозки определяется исходя из ставки по налогу на добавленную стоимость 0%.

В последующем, после оказания услуг, налогоплательщик подтверждает правомерность применения нулевой ставки для получения возмещения из бюджета соответствующего входного налога на добавленную стоимость, представив предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 6) документы: реестр перевозочных документов и банковские выписки.

На основании поступивших полетных купонов формируется реестр перевозочных документов, по которым услуги по перевозке оказаны, и определяется объем реализации услуг (налоговая база) по международной перевозке пассажиров, облагаемых налогу на добавленную стоимость по
ставке 0%. Факт оказания услуг по международной перевозке налоговым органом не отрицается.

В связи с вышеизложенным суд пришел к выводу о правомерности требований заявителя о признании недействительными решений об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, доначисления налога на добавленную стоимость, соответствующих данному налогу пени, штрафа.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 110, 167 - 170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать недействительными, как не соответствующие НК РФ недействительными принятые Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 ненормативные акты: решение N 209 от 18.04.2006 об отказе (частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость“ в части отказа в возмещении 1357814 руб. налога на добавленную стоимость; решение N 48 от 18.04.2006 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части доначисления 1706377 руб. налога на добавленную стоимость, 146297,88 руб. пени, 2774139 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В остальной части производство по делу прекратить.

Возвратить заявителю из бюджета 22289 руб. 07 коп. госпошлины, перечисленной по платежным поручениям N 36 от 24.04.2006 и N 8138 от 08.08.2006.

Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.