Решения и определения судов

Определение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2007 по делу N А40-1103/07-99-7 Одной из мер по обеспечению иска в соответствии со ст. 91 АПК РФ является приостановление действия оспариваемого ненормативного акта налогового органа, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о принятии обеспечительных мер

от 16 января 2007 г. Дело N А40-1103/07-99-7“

(извлечение)

Арбитражный суд в составе судьи К., рассмотрев вопрос о принятии обеспечительных мер по делу по заявлению ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“ (ОАО “АНХК“) к Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция) о признании недействительным ненормативного правового акта - требования об уплате налога и пени N 676 по состоянию на 29.12.2006,

УСТАНОВИЛ:

заявитель ходатайствует о приостановлении действия оспариваемого требования инспекции, а также о запрещении инспекции и иным лицам совершать действия, направленные на принудительное взыскание указанных в требовании сумм налогов и пени до вступления решения суда в законную
силу.

В обоснование ОАО “АНХК“ ссылается на то, что в случае непринятия обеспечительных мер при удовлетворении судом заявления по существу может быть затруднено исполнение решения суда, а также на возможность причинения значительного ущерба имущественным интересам заявителя.

Рассмотрев заявление и приложенные к нему материалы, суд находит необходимым принять обеспечительные меры в виде приостановления действия требования инспекции N 676 по состоянию на 29.12.2006, исходя из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры могут быть приняты судом, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Частью 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность приостановления судом действия оспариваемого акта по ходатайству заявителя.

В случае непринятия обеспечительных мер при удовлетворении требования заявителя по существу спора исполнение судебного акта может быть затруднено. При списании инспекцией в безакцептном порядке в бюджет денежных средств со счетов ОАО “АНХК“ в порядке ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации для восстановления нарушенного права заявителю придется обращаться с новыми требованиями о возврате из бюджета денежных средств во внесудебном и судебном порядке.

Возможность такого списания подтверждается истечением 13.01.2007 срока на исполнение требования в добровольном порядке, вследствие чего инспекция обязана в течение двух месяцев с этой даты предпринимать меры к принудительному взысканию налога и пени (статьи 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации).

Кроме того, приложенными к заявлению материалами подтверждается возможность причинения значительного ущерба заявителю в случае непринятия судом обеспечительных мер, выражающаяся в следующем.

В результате исполнения решения инспекции с расчетных счетов ОАО “АНХК“ может быть единовременно списан налог на прибыль и
пени в сумме 534314454 руб., данная сумма является значительной.

Изъятие денежных средств в столь значительном таком размере неизбежно повлечет затруднительность осуществления организацией своей деятельности - недостаток оборотных денежных средств, задержки при оплате поставщикам, при возврате задолженности кредиторам, задержки при выплате заработной платы, нарушение сроков уплаты текущих обязательных платежей по налогам и сборам.

В соответствии с уставом основным видом деятельности ОАО “АНХК“ является производство нефтепродуктов и химической продукции производственно-технического назначения. В целях осуществления основного вида деятельности ОАО “АНХК“ имеет ряд объектов, которые в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ от 21.07.1997 являются взрыво- и пожароопасными, химически вредными, представляющими опасность для жизни и здоровья работников, иных лиц, проживающих на территории региона, охраны окружающей природной среды.

Многие производственные объекты ОАО “АНХК“ эксплуатируются длительное время, требуют регулярного текущего или капитального ремонта, переоборудования, перепрофилирования, современного технического оснащения. В случае несвоевременного принятия вышеуказанных мер может возникнуть угроза возникновения различных чрезвычайных ситуаций. В связи с тем, что ОАО “АНХК“ является крупнейшим предприятием не только города Ангарска Иркутской области, но и всего региона в целом, последствиями подобных ситуаций могут быть экологическая катастрофа, причинение вреда жизни и здоровью людей, дефицит производимой продукции.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, ОАО “АНХК“ регулярно направляет значительные денежные средства на выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ опасных объектов, а также на поддержание безопасного состояния производственного комплекса в целом. Помимо этого, в целях поддержания стабильного уровня производства ОАО “АНХК“ регулярно производит следующие необходимые денежные отчисления:

1. на закупку средств охраны труда работников, занятых на вредном производстве;

2. на содержание пожарной части (ОГПС-7, отряд N 17), которую ОАО “АНХК“
обязано содержать в соответствии с Законом РФ “О пожарной охране в РФ“;

3. на медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работников, занятых во вредном производстве, а также лиц, ушедших на пенсию, для чего ОАО “АНХК“ финансирует деятельность таких структурных подразделений как Медико-санитарная часть N 36, санаторий-профилакторий “Родник“;

4. на содержание социально-культурной сферы (баз отдыха для работников, детских оздоровительных лагерей, ДК “Нефтехимик“), помощь ветеранам труда, лицам, которым был причинен ущерб жизни и здоровью на производстве, пенсионерам ОАО “АНХК“ (заводские пенсии, ежемесячные перечисления денежных средств на счет каждого пенсионера в Фонде милосердия и здоровья нефтехимиков);

5. на подготовку и повышение квалификации работников, занятых во вредном производстве.

Общая сумма вышеуказанных расходов составляет ежемесячно 22000000 руб.

Учитывая указанные обстоятельства, суд считает, что в случае единовременного изъятия из оборота денежных средств в размере 534314454 руб., ОАО “АНХК“ будет неспособно осуществлять необходимые мероприятия по обеспечению экологической безопасности производства.

Кроме того, исполнение оспариваемого требования об уплате налогов неизбежно приведет к невозможности выплаты ОАО “АНХК“ заработной платы, что повлечет обязанность выплаты работникам в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм. С учетом того обстоятельства, что ОАО “АНХК“ является градообразующим предприятием, невыплата либо задержка выплаты заработной платы может негативно сказаться на социально-экономическом положении значительной части населения г. Ангарска.

В то же время, при принятии обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного акта, исходя из необходимости учета баланса публичных и частных интересов (пункты 3, 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83), суд учитывает, что в
случае признания требования инспекции соответствующим налоговому законодательству и отказа заявителю по существу спора, у ОАО “АНХК“ будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемого требования налогового органа.

ОАО “АНХК“ представляет собой крупный имущественный комплекс, включающий в себя как движимое, так и недвижимое имущество, является стабильно работающим предприятием, и оснований полагать, что инспекция не сможет незамедлительно исполнить требование об уплате налога и пени, в случае, если суд откажет в удовлетворении заявителю по существу спора, не имеется.

Поэтому встречное обеспечение в данном случае не истребуется.

Приостановление действия ненормативного правового акта налогового органа фактически означает запрещение совершать любые действия, направленные на исполнение этого акта, в том числе действия по бесспорному взысканию путем выставления инкассовых поручений на списание сумм налога и пени со счетов организации-налогоплательщика в банках, путем зачета либо обращения взыскания на иное имущество налогоплательщика, а также приостановление операций по счетам в банках.

Исходя из изложенного, суд принимает обеспечительную меру в виде приостановления действия требования, необходимость в запрещении инспекции и иным лицам совершать действия, направленные на принудительное взыскание указанных в требовании сумм налогов и пени, отсутствует.

Руководствуясь ст. ст. 90 - 96, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

приостановить действие требования Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по состоянию на 29.12.2006 N 676 об уплате 352635803,20 руб. налога на прибыль и 181678651,36 руб. пени до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

Определение может быть обжаловано в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.