Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2006, 09.01.2007 по делу N А40-63850/06-129-412 Исковые требования о признании незаконными решений налогового органа в части отказа в применении налоговой ставки 0 процентов и возмещении НДС удовлетворены, так как налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

25 декабря 2006 г. Дело N А40-63850/06-129-4129 января 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 25.12.2006.

Полный текст решения изготовлен 09.01.2007.

Арбитражный суд в составе: председательствующего Ф., членов суда: единолично, с участием от заявителя - Б. (дов. N 229 п/д от 21.12.2005, ответчика - С. (дов. от 27.11.2006, удостоверение ФНС УР N 212055); К. (дов. от 05.09.2006, удостоверение ФНС УР N 188143); М. (дов. от 05.04.2006, удостоверение ФНС УР N 018406); рассмотрел дело по заявлению ОАО “КОМСТАР-Объединенные ТелеСистемы“ к ответчику Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 о признании незаконными решений

УСТАНОВИЛ:

заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решений Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 11.07.2006 N 15-80 “Об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость“ и от 11.07.2006 N 15-81 “Об отказе в привлечении открытого акционерного общества “Комстар-Объединенные ТелеСистемы“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Заявитель в обоснование требований указал, что им представлена налоговая декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов за услуги связи, оказанные в марте 2006 года иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам. Налоговый орган незаконно отказал заявителю в применении ставки 0 процентов и возмещении НДС.



Ответчик против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в оспариваемых решениях и отзыве.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.04.2006 заявитель представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за март 2006 года, о чем свидетельствует отметка налогового органа о принятии (т. 1, л.д. 22 - 26).

На основании налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за март 2006 года, а также документов, представленных заявителем в соответствии с Правилами применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов семей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033, Инспекцией была проведена налоговая проверка обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС, по результатам которой 11.07.2006 было принято решение N 15-80 “Об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость“, в соответствии с которым Инспекция признала необоснованным применение заявителем налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 2961927 руб., отказала в возмещении НДС в сумме 331415 руб. (т. 1, л.д. 9).

Одновременно Инспекцией было принято решение N 15-81 “Об отказе в привлечении открытого акционерного общества “Комстар-Объединенные ТелеСистемы“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“, в соответствии с которым в привлечении к ответственности заявителя за совершение налогового правонарушения отказано; заявителю предложено уплатить сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) НДС в размере 201732 руб.; внести соответствующие изменения в бухгалтерский учет.

В ходе проведенной налоговой проверки Инспекцией были установлены следующие правонарушения: выставленные счета-фактуры датированы 31.03.2006, а оплата по ним поступила в апреле, мае 2006 года. По мнению налогового органа, заявитель не имел права заявлять вычет по ставке 0 процентов, так как на 31.03.2006 полный пакет документов, подтверждающих вычет по ставке 0 процентов, не был собран.

Как следует из материалов дела и пояснений заявителя, заявителем в марте 2006 года на основании заключенных договоров были оказаны услуги связи 185 иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0% при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей. Порядок применения настоящего подпункта установлен Правилами применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1033.

Согласно пунктам 4 и 5 Правил организация, реализующая товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, для подтверждения обоснованности применения нулевой налоговой ставки представляет в налоговый орган следующие документы (их копии, заверенные в установленном порядке):

- договор, заключенный с дипломатическим представительством на поставку товаров (работ, услуг), включающий спецификацию поставляемых товаров (работ, услуг) с указанием их стоимости;



- счета-фактуры с пометкой “Для дипломатических нужд“ с указанием нулевой налоговой ставки, выставленные иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам;

- официальное письмо дипломатического представительства (за подписью главы представительства или лица, его замещающего, заверенного печатью этого представительства) с указанием наименования, адреса организации или фамилии, имени, отчества и места жительства индивидуального предпринимателя, реализующих товары (работы, услуги), подтверждающего, что данные товары (работы, услуги) предназначены для официального использования дипломатическим представительством;

- заверенные в установленном порядке копии платежного документа и приходного кассового ордера, подтверждающих фактическое перечисление дипломатическим или приравненным к ним представительствам денежных средств в оплату соответствующих товаров (работ, услуг).

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов за услуги связи, оказанные иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам в марте 2006 года, заявителем к ранее предоставленным договорам и официальным письмам в налоговый орган представлены документы, указанные в п. 5 Правил - счета-фактуры с пометкой “Для дипломатических нужд“ с указанием нулевой налоговой ставки от 31 марта 2006 года.

Заявитель считает, что им представлены в налоговый орган все необходимые документы для подтверждения правомерности применения ставки 0 процентов по НДС, поскольку предусмотренный статьей 165 НК РФ порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов не применяется при реализации услуг для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами. При реализации услуг для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами для подтверждения обоснованности применения ставки 0% применяются вышеуказанные Правила. При этом Правилами не установлен срок, в течение которого налогоплательщик обязан подтвердить обоснованность применения нулевой ставки и представить документы, предусмотренные пунктами 4 и 5 Правил. Также Правилами не предусмотрено представление платежных документов дипломатических или приравненных к ним представительств. Вместе с тем в налоговый орган были представлены платежные документы, подтверждающие фактическое перечисление дипломатическими или приравненным к ним представительствами денежных средств в оплату соответствующих услуг. Данный факт и не отрицается налоговым органом.

Таким образом, заявитель считает, что вообще не должен был представлять в налоговый орган платежные документы, подтверждающие оплату услуг заявителя иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами.

Указанный довод заявитель мотивирует также тем, что момент определения налоговой базы по НДС при реализации услуг иностранным представительствам определяется на общих основаниях в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ, значит, моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В связи с тем, что услуги связи оказаны в марте 2006 года, что подтверждается представленными счет-фактурами и выставленными посольствам счетами, оформленными в марте 2006 года, по мнению заявителя, данные о такой реализации должны были попасть в налоговую декларацию по НДС за март 2006 года вне зависимости от даты фактической оплаты оказанных услуг.

Однако доводы заявителя суд считает необоснованными.

В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет, сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость, согласно ст. 163 НК РФ, признается календарный месяц.

Заявителем в марте 2006 г. оказаны услуги связи дипломатическим представительствам.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами по налогу на добавленную стоимость применяется ставка 0%.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Формы деклараций по НДС утверждены Приказом от 28.12.2005 N 163н “Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республике Беларусь и порядок их заполнения“, зарегистрированному в Минюсте РФ 26.01.2006 за номером 7416.

Заявитель услуги, оказанные дипломатическим представительствам в марте 2006 г. (как оплаченные, так и неоплаченные), отражает в Разделе 2 декларации как расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ услуг), применение ставки 0% по которым подтверждено.

Однако на момент формирования налоговой базы по НДС заявителю были не полностью оплачены предоставленные дипломатическим представительствам услуги связи.

Следовательно, ОАО “Комстар - Объединенные ТелеСистемы“ услуги, оказанные дипломатическим представительствам в марте 2006 г. и причитающиеся на данную реализацию налоговые вычеты должен был отразить в разделе 3 “Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0% по которым не подтверждено“.

В случае отсутствия у налогоплательщика на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% при реализации услуг, операции подлежат налогообложению по ставке 18%.

В дальнейшем, после сбора полного комплекта документов для подтверждения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщик имеет право заявить сумму НДС, уплаченную по неподтвержденной реализации, к вычету в соответствующем налоговом периоде.

ОАО “Комстар Объединенные ТелеСистемы“ при невозможности подтверждения применения ставки 0% не был исчислен и уплачен в бюджет налог на добавленную стоимость с реализованных дипломатическим представительствам услуг, которые на момент формирования налоговой базы являются неподтвержденными.

НДС подлежит исчислению в момент отгрузки (оказания услуги) или в момент получения полной или частичной предоплаты. То есть налог исчисляется и уплачивается в бюджет по событию, которое наступит раньше. Налоговая база определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), отраженной в счете-фактуре.

Поэтому, решением N 15-81 об отказе в привлечении ОАО “Комстар Объединенные ТелеСистемы“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения Инспекцией доначислен налог в размере 201732 руб. неуплаченного своевременно организацией.

Суд считает неправомерным довод заявителя о том, что для подтверждения ставки 0 процентов по НДС в соответствии с вышеупомянутыми Правилами отсутствует обязанность налогоплательщика представлять платежные документы, подтверждающие оплату оказанных услуг.

В пункте 5 Правил содержится положение о том, что налогоплательщик должен представить заверенные в установленном порядке копии платежного документа и приходного кассового ордера, подтверждающих фактическое перечисление дипломатическим или приравненным к ним представительствам денежных средств в оплату соответствующих товаров (работ, услуг).

Суд считает, что в данном пункте допущена грамматическая ошибка - по смыслу данной нормы должно быть указано на необходимость представления налогоплательщиком копий платежных документов, подтверждающих фактическое перечисление дипломатическим или приравненным к ним представительством денежных средств в оплату соответствующих товаров (работ, услуг).

Указанная грамматическая ошибка не освобождает налогоплательщика от обязанности представить документы, подтверждающие оплату. Из системного толкования норм Налогового кодекса РФ и Правил следует, что должны быть представлены документы, подтверждающие оплату услуг российского налогоплательщика его контрагентом - дипломатическим представительством.

Таким образом, доводы налогового органа о том, что заявитель неправомерно включил в сумму НДС с реализации за март 2006 г. суммы налога по счетам-фактурам, выставленным в марте 2006 г., но оплаченным позднее - в апреле, мае 2006 г.

Однако налоговый орган признал необоснованным применение заявителем налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 2961927 руб., отказала в возмещении НДС в сумме 331415 руб., то есть в полном объеме. Налоговым органом не учтено, что по части счетов-фактур (общая сумма НДС - 89810,73 руб.) оплата произведена в марте 2006 г. и ранее.

Суд считает, что в части НДС в размере 89810,73 руб. по счетам-фактурам, оплаченным в марте 2006 г. и ранее, заявитель подтвердил правомерность применения налоговой ставки 0 процентов по НДС, представив полный пакет документов, предусмотренный Правилами.

Соответственно налоговый орган неправомерно отказал в возмещении НДС в сумме 10075,0 руб. (пропорционально неправомерно отказанной нулевой ставке, пропорция составляет 3,4%).

В указанной части решение не соответствует требованиям ст. ст. 164, 171, 176 Налогового кодекса РФ, Правилам применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов семей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033.

Ответчик от уплаты госпошлины освобожден, уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату пропорционально удовлетворенным требованиям в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 110, 168 - 170, 200 - 201 АПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать незаконными как не соответствующие требованиям Налогового кодекса РФ:

решение Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 11.07.2006 N 15-80 “Об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость“ в части отказа ОАО “КОМСТАР - Объединенные ТелеСистемы“ в применении налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 89810,73 руб., в части отказа в возмещении НДС в сумме 10075,0 руб.

решение Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 11.07.2006 N 15-81 “Об отказе в привлечении ОАО “КОМСТАР - Объединенные ТелеСистемы“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части предложения уплатить сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) НДС в размере 6091,07 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Возвратить ОАО “КОМСТАР - Объединенные ТелеСистемы“ из федерального бюджета РФ госпошлину в размере 2000,0 руб.

Решение в части признания недействительными ненормативных актов налогового органа подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия.