Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2007 по делу N А40-52485/07-12-310 В удовлетворении иска о признании незаконным акта регистрационного органа об отказе в госрегистрации права собственности на земельный участок, обязании провести регистрацию права собственности на земельный участок отказано, так как заявитель не представил доказательств того, что спорный участок приобретался им в законном порядке; кроме того, материалами дела не подтверждено, что спорный акт нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 декабря 2007 г. по делу N А40-52485/07-12-310

Резолютивная часть решения объявлена 3 декабря 2007 года.

Решение изготовлено в полном объеме 7 декабря 2007 года.

Арбитражный суд в составе:

председательствующего судьи Ч.

протокол судебного заседания составлен судьей Ч.

рассмотрел в судебном разбирательстве дело по заявлению

Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия)

к ответчику - Управление ФРС по Москве

3-е лицо - 1) ФАУФИ, 2) Департамент земельных ресурсов г. Москвы

о признании незаконным отказа в государственной регистрации.

при участии

от заявителя: Г. (доверенность N 258/06 от 2 ноября 2007 года),

от ответчика: А. (доверенность N 134 от 27 сентября 2007 года),

от 3-го лица: 1) не явился, уведомлен судом надлежащим
образом, 2) не явился, уведомлен судом надлежащим образом

установил:

Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании незаконным решения Управления ФРС по Москве от 14 сентября 2007 года N 14/007/2007-182 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок расположенный по адресу: г. Москва, Мясницкий проезд, вл. 3/26, стр. 1 и обязании Управление ФРС по Москве провести регистрацию права собственности Республики Саха (Якутия) на земельный участок по адресу: г. Москва, Мясницкий проезд, вл. 3/26, стр. 1 с кадастровым номером N 77:01:01084:065.

Требования заявителя мотивированы тем, что решение об отказе не соответствует ст. 5 Конституции РФ, устанавливающей равноправие всех субъектов РФ, а также не соответствует ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“. Государственным регистратором неправильно применена норма п. 4 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, как исключение из общего правила, установленного пунктами 2, 3 ст. 3.1, исключительно на территории субъектов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.

Вместе с тем, при буквальном прочтении п. 2, 4 ст. 3.1 ФЗ N 137-ФЗ следует, что п. 4 не ограничивает права субъектов РФ на территории г. Москвы и г. Санкт-Петербурга при разграничении государственной собственности, а устанавливает правовой режим указанных в п. п. 2 и 3 земельных участков до реализации субъектами РФ прав на разграничение государственной собственности на указанных территориях.

Кроме того, по мнению заявителя решение об отказе нарушает право Республики Саха (Якутия) на разграничение государственной собственности на землю, установленное как один из основных принципов земельного законодательства. Одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных
участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно п. 2 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ к собственности субъектов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ. То есть, следуя принципу земельного законодательства, в данном случае судьба земельного участка находится в зависимости от правового режима объекта, расположенного на нем. Решение об отказе препятствует эффективному использованию земельного участка.

Ответчик, требования заявителя не признал, представил отзыв, в котором указал, что оспариваемое решение было принято законно и обоснованно, в полном соответствии с Федеральным законом N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

Третье лицо ФАУФИ в судебное заседание не явилось, письменные пояснения по заявлению не представило, уведомлено судом надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Третье лицо Департамент земельных ресурсов г. Москвы в судебное заседание не явилось, письменные пояснения по заявлению не представило, уведомлено судом надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц.

Судом проверено и установлено, что срок установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, суд считает требование заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц,
если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, 15 мая 2007 года заявитель обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве с заявлением о регистрации права собственности Республики Саха (Якутия) на земельный участок расположенный по адресу: г. Москва, Мясницкий проезд, вл. 3/26, стр. 1 с кадастровым номером N 77:01:01084:065“.

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: имеются в виду абзацы 6, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ, а не абзацы 4, 8 пункта 1 статьи 20.

14 сентября 2007 года ответчик принял решение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г. Москва, Мясницкий проезд, вл. 3/26, стр. 1 с кадастровым номером N 77:01:01084:065, на основании абзацев 4, 8 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним“, что и оспаривается заявителем.

В соответствии с абз. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.

Согласно абз. 8 указанной нормы Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Как следует из материалов дела в заявлении о государственной регистрации в качестве документа - основания был указан п. 2 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Однако согласно ч. 4 указанной статьи к собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд считает, что применить в качестве основания для государственной регистрации права собственности Республика Саха
(Якутия) на земельный участок расположенный по адресу: г. Москва, Мясницкий проезд, вл. 3/26, стр. 1, часть 2 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ не представляется возможным.

Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 указанного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Таким образом, как следует из материалов дела представленные на государственную регистрацию документы не соответствовали требованиям ч. 2 ст. 16, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Кроме того, в соответствии со ст. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 года N 691 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области
земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Согласно ст. 5.2 указанного Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности.

Следовательно полномочиями собственника на земельный участок расположенный по адресу: г. Москва, Мясницкий проезд, вл. 3/26, стр. 1 с кадастровым номером N 77:01:01084:065, наделено Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются
одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Такие обстоятельства в ходе судебного разбирательства, в том числе факт нарушения оспариваемым решением каких-либо прав и охраняемых законом интересов заявителя, судом не установлены.

Проверив оспариваемое решение на соответствие Федеральному закону “О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним“, и руководствуясь ст. ст. 4, 71, 167 - 170, 197, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решение Управления ФРС по Москве от 14 сентября 2007 года N 14/007/2007-182 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок: г. Москва, Мясницкий проезд, вл. 3/26, стр. 1 и обязании Управление ФРС по Москве провести регистрацию права собственности Республики Саха (Якутия) на земельный участок по адресу: г. Москва, Мясницкий проезд, вл. 3/26, стр. 1, с кадастровым номером N 77:01.01084:065 - полностью отказать.

Проверено на соответствие ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.