Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 N 09АП-15588/2007-АК по делу N А40-28844/07-139-139 В случае подачи налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, при подтверждении факта уплаты указанного налога, к правоотношениям применяются нормы статьи 78 Налогового кодекса РФ о зачете или возврате сумм излишне уплаченного налога.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 декабря 2007 г. N 09АП-15588/2007-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.07 г.

Полный текст постановления изготовлен 03.12.07 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе

Председательствующего: О.

Судей: М., С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.

при участии:

от истца (заявителя) - П. по доверенности N 001юр/192-07 от 23.04.2007 г.,

от ответчика (заинтересованного лица) - К. по доверенности N 09-24/22828 от 24.04.2007 г.

Рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 29 по г. Москве

на решение от 12.09.2007 г.

по делу N А40-28844/07-139-139

Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей К.

по иску (заявлению) ОАО “Территориальная генерирующая компания N 2“

к ИФНС России N 29 по г. Москве

о признании
незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в нерассмотрении заявления N 07-3/1974 от 18.12.2006 г. и невозврате излишне уплаченной суммы налога.

установил:

ОАО “Территориальная генерирующая компания N 2“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 29 по г. Москве о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления ОАО “ТГК-2“ N 07-3/4974 от 18.12.2006 г. и невозврате излишне уплаченной суммы налога, о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, процентов на сумму излишне уплаченного налога.

Решением суда от 12.09.2007 г. заявленные требования удовлетворены.

Суд признал незаконным бездействие ИФНС России N 29 по г. Москве, выразившееся в непринятии решения о возврате ОАО “Территориальная генерирующая компания N 2“ излишне уплаченной суммы налога по заявлению от 18.12.2006 г. N 07-3/4974.

Обязал ИФНС России N 29 по г. Москве возвратить ОАО “Территориальная генерирующая компания N 2“ излишне уплаченный налог на прибыль, зачисленный в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 21 547 руб. и проценты на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенного в установленный срок, в размере 1 405,94 руб. в пятидневный срок с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу, так как налоговым органом нарушены положения ст. 78 НК РФ.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении заявления отказать, указывая на то, что судом при принятии решения нарушены нормы материального права.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции
в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что 28.07.2006 г. ОАО “Ярославская энергетическая компания“ в ИФНС России N 29 по г. Москве сдана декларация по налогу на прибыль за 1 полугодие 2006 года.

16.08.2006 г. обществом сдана корректирующая декларация за 1 полугодие 2006 года, согласно которой сумма начисленных авансовых платежей превысила сумму начисленного и подлежащего уплате в бюджет субъекта Российской Федерации налога на прибыль, что подтверждается платежным поручением N 00209 от 28.04.2006 г.; платежным поручением N 00207 от 28.04.2006 г.; платежным поручением N 00298 от 29.05.2006 г.; платежным поручением N 00403 от 27.06.2006 г.

Согласно акту сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам N 2, подписанному сторонами по состоянию на 15.12.2006 г., сумма переплаты налога на прибыль составляет 21 547 руб. (л.д. 72 т. 1).

18 декабря 2006 г. в Инспекцию ФНС России N 29 по г. Москве обществом направлено заявление N 07-3/4974 о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 21 547 руб., которое налоговым органом оставлено без рассмотрения.

13 февраля 2007 г. обществом повторно направлено письмо о возврате суммы излишне уплаченного налога (N 0001-07-3/482), которое также оставлено без рассмотрения.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Как следует из материалов дела, ОАО “Ярославская энергетическая компания“ было реорганизовано в форме присоединения к ОАО “Территориальная генерирующая компания N 2“.

В связи с проведенной
реорганизацией, для продолжения деятельности вне места нахождения головной организации на учет в Инспекцию ФНС России N 29 г. Москвы было поставлено обособленное подразделение ОАО “ТГК-2“ - Дирекция по связям с федеральными органами власти и СМИ ОАО “ТГК-2“ (уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица N 11-04/38714 от 17.11.2006 г. приказ N 85а от 30.06.2006 г.), а обособленное подразделение ОАО “ЯЭК“ (Дирекция по связям с федеральными органами власти и СМИ ОАО “ЯЭК“) с налогового учета в Инспекции ФНС России N 29 г. Москвы было снято.

В соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ и п. 5 ст. 17 Федерального закона “Об акционерных обществах“ в связи с реорганизацией ОАО “Ярославская энергетическая компания“ в форме присоединения к ОАО “Территориальная генерирующая компания N 2“ правопреемником имущества, прав и обязанностей ОАО “ЯЭК“ является ОАО “Территориальная генерирующая компания N 2“, что подтверждается передаточным актом, уведомлением о снятии с учета в налоговом органе юридического лица, свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения.

В силу ст. ст. 21 и 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов.

Согласно п. п. 9 и 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ суммы налогов, которые были излишне уплачены до 1 января 2007 г. и подлежат возврату, должны возвращаться в порядке, действовавшем до
1 января 2007 г.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм (п. 7 ст. 78 НК РФ), одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с правилами и в установленный названной статьей срок принять по нему решение. ОАО “ТГК-2“ 18 декабря 2006 г. подано соответствующее заявление.

В установленный п. 9 ст. 78 НК РФ месячный срок ИФНС России N 29 по г. Москве не было принято решение о возврате либо об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль.

В соответствии с аб. 2 п. 9 ст. 78 НК РФ при нарушении срока, указанного в абз. 1 п. 9 ст. 78 НК РФ, на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный месячный срок начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о бездействии налогового органа, выразившегося в непринятии решения о возврате.

Довод инспекции о том, что ОАО “ТГК-2“ должно было обратиться с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль в налоговый орган по месту налогового учета головной организации, а именно в ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, в связи с чем, налоговый орган по месту налогового учета налогоплательщика (головной организации) должен рассматривать вопрос о зачете (возврате) налога, излишне уплаченного по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения,
судом не принимается по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля заявитель не обращался, так как обособленное подразделение, по которому была проведена переплата налога, не состояло на учете в Инспекции ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля и сальдо расчетов от Инспекции ФНС России N 29 г. Москвы не передавалось.

Ст. 218 НК РФ предусматривает, что уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, что не опровергает, а подтверждает выводы суда.

В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств того бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что излишне уплаченный налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ в размере 21 547 руб. по заявлению N 07-3/4974 от 18.12.2006 г. должен быть возвращен Инспекцией ФНС России N 29 г. Москвы, а бездействие указанного налогового органа нарушает права заявителя на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов.

Сумма налога и размер процентов правильно определены судом, что инспекцией не обжалуется.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.

Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут
служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Глава 25.3 НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий (подаче апелляционной жалобы) по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы налоговым органом не была уплачена госпошлина, с ИФНС России N 29 по г. Москве подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2007 г. по делу А40-28844/07-139-139 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с ИФНС России N 29 по г. Москве государственную пошлину в доход федерального бюджета 1000 руб. по апелляционной жалобе.