Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007 N 09АП-15419/2007-АК по делу N А40-43746/07-17-294 По смыслу норм Арбитражного процессуального кодекса РФ к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2007 г. N 09АП-15419/2007-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2007 года

Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2007 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего М.

Судей Я., П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Х.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Балашиха на определение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2007 судьи Б. по делу N А40-43746/07-17-294 по иску (заявлению) Администрации городского округа Балашиха

к ТУ ФАУФИ по Московской области

об оспаривании бездействия

при участии в деле третьего лица: ГУ “Балашихинская квартирно-эксплуатационная часть“

при участии:

от истца (заявителя): К. по доверенности от 15.12.2006

от ответчиков (заинтересованных лиц):

от третьего лица: О. по доверенности
от 05.11.2007, Ч. по доверенности от 17.10.2007

установил:

Администрация городского округа Балашиха (далее Администрация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Росимущества по Московской области, выразившегося в нерассмотрении обращения органа местного самоуправления от 03.07.2007 N 765исх.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2007 указанное заявление было оставлено без движения до 28.09.2007 и заявителю предложено устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, а именно до 28.09.2007 представить доказательства направления заинтересованному лицу копии заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют, копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица и доказательства уплаты государственной пошлины в установленных порядке и размере.

28.09.2007 Администрация городского округа Балашиха выполнила требования определения суда от 29.08.2007, что подтверждается письмом от 27.09.2007 с отметкой канцелярии суда о принятии.

Однако, определением суда от 02.10.2007 суд возвратил заявление Администрации городского округа Балашиха в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, ссылаясь на то, что Администрация не выполнила требования определения суда от 289.08.2007 и не представила доказательства уплаты государственной пошлины в установленных порядке и размере. При этом суд указал, что представленное платежное поручение N 1967 от 26.09.2007 таким доказательством являться не может, т.к. в нем отсутствует запись о списании денежных средств со счета плательщика.

Не согласившись с принятым определением, заявитель, Администрация городского округа Балашиха, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить как принятое с нарушением норм процессуального права.

В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что в установленный срок были выполнены требования определения суда от 29.08.2007. При этом указала,
что судом не учтена специфика обслуживания бюджетных учреждений в органах Федерального казначейства.

ТУ Росимущества по Московской области и ГУ “Балашихинская квартирно-эксплуатационная часть“ отзывы на апелляционную жалобу не представили.

В судебном заседании представитель третьего лица пояснил, что считает определение суда законным и обоснованным, просит его оставить без изменения.

Представитель заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебное разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем, в силу ст. ст. 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие ТУ Росимущества по Московской области.

Законность и обоснованность принятого по делу определения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей сторон, проверив все материалы дела, оценив все доводы апелляционной жалобы, считает, что определение суда подлежит отмене по ч. 3 ст. 270 АПК РФ в связи с нарушением норм процессуального права с направлением вопроса на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы исходя из следующего.

Как было указано выше, возвращая заявление Администрации городского округа Балашиха суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленное заявителем платежное поручение N 1967 от 26.09.2007 не может являться доказательством уплаты государственной пошлины в установленных порядке и размере, т.к. в нем отсутствует запись о списании денежных средств со счета плательщика, в связи с чем посчитал неисполненными требования определения суда от 29.08.2007 об оставлении заявления без движения.

Между тем, из устава городского округа Балашиха следует, что Администрация городского округа Балашиха является органом местного самоуправления, муниципальным учреждением, финансируемым из средств бюджета городского округа Балашиха (местного бюджета).

В силу ст. 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины плательщиком в
безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Информационное письмо Президиума ВАС РФ N 91 имеет дату 25.05.2005.

При этом в соответствии с Информационным письмом ВАС РФ от 25.05.2002005 N 91 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле “Списано со счета плательщика“ дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле “Отметки банка“ - штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Однако, Инструкцией о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Минфина РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утв. Приказом Министра финансов России от 22.01.2004 N 142н (далее - Инструкция N 142н), не предусматривается представление органами Федерального казначейства обслуживаемым клиентам платежных поручений о перечислении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с отметкой банка об их исполнении. Инструкцией N 142н предусмотрено выдавать клиентам платежные документы только с отметкой органа Федерального казначейства.

В соответствии со статьями 215 и 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. С учетом ст. 156 БК РФ для осуществления кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации, на которых осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст. 254 БК РФ исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов, открываемых в едином учетном регистре Федерального
казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством федеральное учреждение не вправе иметь счета в Банке России или кредитной организации (далее - банк) для учета операций со средствами в валюте Российской Федерации, за исключением тех учреждений, которые имеют разрешение Министра финансов Российской Федерации на открытие таких счетов, и ему могут быть открыты только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Соответственно клиентами учреждений Банка России являются не федеральные учреждения, а территориальные органы Федерального казначейства, которые ведут лицевые счета этих учреждений.

Особенности расчетно-кассового обслуживания банками счетов органов Федерального казначейства в условиях открытия в органах Федерального казначейства лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств определены Положением Банка России и Министерства финансов Российской Федерации от 20.05.2004 N 257-П/46н.

При этом территориальные органы Федерального казначейства осуществляют кассовые операции с бюджетными средствами и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в соответствии с нормативными актами Минфина РФ и Банка России.

Исходя из вышеуказанных нормативных правовых актов платежные поручения по перечислению налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, плательщиками по которым являются бюджетополучатели, чьи лицевые счета открыты в органах Федерального казначейства, заполняются в соответствии с правилами, установленными Положением Банка России от 03.10.2002 N 2-П и Приказом Министра финансов Российской Федерации от 24.11.2004 N 106н.

Согласно п. 63 Инструкции N 142н, указанный орган Федерального казначейства уполномочен на всех платежных документах, поступивших в орган Федерального казначейства, ставить штамп органа Федерального казначейства с указанием даты дня, которым они должны быть исполнены.

В свою очередь, в соответствии с
п. 69 Инструкции N 142н орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после подтверждения учреждением банка совершения операции выдает клиенту выписки из лицевых счетов по установленной форме и необходимые приложения к ним с отметкой органа Федерального казначейства об исполнении на каждом приложенном к выписке документе.

Учитывая вышеизложенные нормы, территориальные органы Федерального казначейства, проставляя на платежных поручениях штамп органа Федерального казначейства, являются уполномоченными органами на осуществление указанных действий, при этом они не имеют возможности осуществлять проставление штампа и подписи ответственного исполнителя банка на платежном поручении бюджетного учреждения, не являющегося владельцем счета, открытого в банке.

На основании вышеизложенного, представленные в рамках Инструкции N 142н органами Федерального казначейства платежные поручения необходимо рассматривать в качестве надлежащего документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины.

Из материалов дела видно, что распорядителем средств бюджета городского округа Балашиха является Финансово-экономическое управление Администрации городского округа Балашиха, которое ведет счета местного бюджета в органах Федерального казначейства, в связи с чем представленное платежное поручение N 1967 от 26.09.2007 является доказательством уплаты государственной пошлины в установленных порядке и размере.

При этом судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ для возврата заявления.

С учетом изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

определение Арбитражного суда г. Москвы от 02.10.2007 по делу N А40-43746/07-17-294 отменить. Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.